«ТурХантер» — решение компании Travelata.ru,резидента ИТ кластера Фонда Сколково,отслеживает динамику стоимости тура и помогает пользователю купить его по оптимальной цене.

 

Последние несколько лет туроператоры становятся более технологичными и чаще применяют подход «живой» цены при формировании стоимости туров. Цена на один и тот же тур может поменяться несколько раз за день, в зависимости от ситуации на рынке, спроса на это направление у ТО, и некоторых других факторов. Из-за этого страдает конечный потребитель, которому сложно угадать момент покупки тура по оптимальной стоимости. Актуальность проблемы возрастает из-за перехода туроператоров на т.н. динамическое пакетирование. Процесс, при котором туроператоры используют свои квоты на номера в отелях, а квоты на перелеты используют из GDS-сервисов на регулярные рейсы. В таком случае, цена еще более изменчива, чем в обычных пакетных предложениях.

В период становления компании, когда активно проверялись различные продуктовые гипотезы, сотрудники столкнулись спроблемой большой волатильности цен на пакетные туры. Туроператоры могли в течении дня до 10-ти раз менять цены на один и тот же тур. Такие процессы очень негативно сказываются на пользователе, который с утра видит одну цену, и вечером рассчитывая купить этот тур, уже видит другую цену.

Также на волатильности цен сильно сказываются скачки курсов валют, банкротства авиакомпаний и туроператоров. Чтобы решить проблему клиента, который хочет купить по выгодной цене и нивелировать алгоритмы «живой цены» было принято решение разработать систему отслеживания цен, под названием «ТурХантер». По задумке, система должна позволять клиенту добавлять направления на отслеживание и в случае снижения цен уведомлять клиентов по емейлу или push-уведомлением.

Для первой итерации был выбран самый простой и очевидный способ реализации. Мы сохраняли пользовательские запросы на отслеживание в базу и постоянно по расписанию проверяли цены обращаясь напрямую к туроператорам. Однако с ростом популярности системы «ТурХантер», стало очевидно, что туроператоры просто не выдержат нагрузку и систему в целом будет очень сложно масштабировать.

Для второй итерации была проработана другая концепция, а именно: построение системы истории цен, которая учитывала бы все поисковые запросы к туроператорам, а не только запросы, связанные с отслеживанием цен. После того как был подключен большой источник данных для использования в системе «ТурХантер», перед компанией открылись новые возможности для улучшения системы. Мы могли анализировать цены более точно, стало возможным отслеживать тренды и делать прогнозы по динамике изменения цен.

            Компании пришлось решить много технических проблем в процессе доработки системы «ТурХантер». Одной из актуальных была «проблема разряженности данных». То есть периоды, когда в нашей базе было недостаточно статистических данных, чтобы понять ситуацию по пользовательскому запросу. Проблему удалось решить,настроив «интеллектуальный префетчинг» данных. Система была доработана таким образом, что там где нам было не достаточно данных, мы отправляли запросы к туроператорам напрямую, только делали это контролируя нагрузки на системы туроператоров.

            Второй проблемой было то, что построить модель для прогнозирования трендов оказалось очень сложной задачей. Модель должна была учитывать большое количество данных, в том числе такие данные, которые были в закрытых базах туроператоров, и просто так мы их получить не могли. В данном вопросе очень помог подход декомпозиции задачи, благодаря которому нам удалось очень хорошо решить промежуточные задачи, и потом собрать все воедино.

Актуальность проблемы возрастает из-за перехода туроператоров на т.н. динамическое пакетирование. Процесс, при котором туроператоры используют свои квоты на номера в отелях, а квоты на перелеты используют из GDS-сервисов на регулярные рейсы. В таком случае, цена еще более изменчива, чем в обычных пакетных предложениях.

Сейчас Travelata.ru активно дорабатывает свою базовую технологию. Анализируя сигналы, оценивает тренд по тем предложениям, которые клиент оставил для отслеживания и выдает рекомендации: покупать тур сейчас или стоит подождать.

Технология использует модели, обученные на данных за последние шесть лет. Важной особенностью является то, что компании удалось собрать достаточно информации, чтобы четко понять, какие сигналы отслеживать. Таким образом, компания уже сэкономила десятки миллионов рублей своих клиентов, которые купили тур по оптимальной цене.

В условиях развития цифровых технологий, все ведущие OTA (Online Travel Agency) совершенствуют свои ИТ-системы и стараются предложить клиенту решения, которые еще больше облегчат процесс принятия решения и использование услуг. Технология «ТурХантер» в этом смысле находится в авангарде.  

  • Использовать «ТурХантер» очень просто. Клиенту достаточно:
  • Выбрать одно или несколько направлений, или конкретный отель;
  • Оставить свой емейл;
  • Далее система берет запрос в работу, и отслеживает цены. В случае изменения стоимости, клиент получит push-уведомление или письмо на электронную почту;
  • Если срабатывает один из сигналов, система дополнительно уведомит клиента, что сейчас тур продается по оптимальной цене.

 Особенно ценны push-уведомления, которые дают возможность клиенту совершить покупку в несколько кликов, прямо с телефона, после получения уведомления о появлении хорошего предложения по его запросу.

Отдельно стоит выделить разработку технологии в условиях жестких ограничений со стороны поставщиков инвентаря, так как туроператоры не дают возможности неограниченно запрашивать актуальные данные по направлениям.

«Тревел Технологии» — IT-платформа по поиску и бронированию туров. На российском рынке компания планирует совершенствовать уже коммерчески успешный продукт, который работает под брендом Travelata.ru. В долгосрочной перспективе намечен запуск и отладка технологии на зарубежных рынках, в основном на рынке восточной Европы и Азии, где также востребованы пакетные путешествия.