Ежегодно полностью или частично суд удовлетворяет около 70% исков потребителей
17 июля 2018 -- Сложнее всего российским потребителям отстоять свои требования в судебном споре с банками и автопроизводителями, а наиболее легко – в сфере розничной торговли. К такому выводу пришли эксперты юридического онлайн-сервиса Pravoved.ru, которые проанализировали 200 тыс. судебных решений о спорах по защите прав потребителей за 5 лет с использованием созданного компанией робота-юриста.
Исследование Pravoved.ru показало, что 23% исков потребителей удовлетворяются полностью, 31% исков суд полностью отклоняет, 46% исков удовлетворяется частично.
«Высокий процент частично удовлетворенных исков в сфере защиты прав потребителей связан с тем, что даже если суд незначительно изменит требования истца – уменьшит сумму морального вреда или судебных расходов – то иск будет удовлетворен только частично. Так происходит, если суд посчитает заявленную потребителем сумму компенсации завышенной», – комментируют эксперты Pravoved.ru.
Наибольшее число судебных споров у россиян в сфере защиты прав потребителей возникает с телекоммуникационными компаниями, которые оказывают услуги за абонентскую плату (23%). Вторая сфера по количеству рассмотренных судом дел – продажа транспортных средств и их обслуживание (15%). На третьем месте оказались иски в сфере торговли строительными материалами и ремонтных работ (13%). (см. График 1.)
График 1. Распределение количества судебных решений в зависимости от сферы деятельности ответчиков
Вопросам защиты прав потребителей сейчас уделяется особое внимание. Одной из задач Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г. является создание механизмов информирования и защиты интересов потребителей в сферах здоровья, питания, финансовых услуг и туризма.
Pravoved.ru проанализировал решения суда в этих и других областях. (см. График 2.)Так в спорах о розничной торговле (о продуктах питания, одежде) полностью или частично суд удовлетворяет 89% исков. Это самый высокий показатель в сравнении с другими сферами. В случаях с услугами связи, строительными и страховыми услугами полностью или частично удовлетворяется более 77% исков, в индустрии туризма – 74%, в сфере медицины и косметологии – 63%.
График 2. Судебные решения по сферам деятельности ответчиков
«Защита потребителей выражается не только в усовершенствовании законодательной базы и методов борьбы с недобросовестными организациями в сфере торговли и услуг, но и в предоставлении прозрачной аналитической информации о судебной практике в этой сфере. Через наше исследование мы хотим показать, что в спорах между потребителями и организациями суд чаще всего встает на сторону первых. И чем больше людей будет знать о результатах судебных споров, тем активнее они будут защищать свои права и интересы», – комментирует основатель Pravoved.ru Валерий Мешков.
На банковскую сферу приходится 12% рассмотренных в судах исков потребителей. При этом, вспорахс банками чаще всего выигрывают банки – в 70% случаев суд полностью отклоняет требования истцов.
Больше всего исков подается против Сбербанка – 16% от всех в споров потребителей с банками. Число исков против других банков меньше почти в три раза. (см. График 3.)
Сложнее всего потребителям судиться с банками “Тинькофф” и “Русский Стандарт”, у которых более 90% выигранных дел. Сбербанк выигрывает около 70% исков. ОТП и “Альфа-Банк” выигрывают 63% и 58% исков соответственно.
«Высокий процент отказов суда по искам в этой сфере связан с тем, что потребители не всегда могут четко сформулировать свои требования, допускают ошибки в паспортных данных, адресах при направлении претензий в банки. В таких случаях банк не может установить, что их клиент и тот, кто написал претензию, — это один человек, поэтому претензия может остаться без рассмотрения. В связи с этим не стоит пренебрегать квалифицированной помощью юристов, это увеличит вероятность положительного решения и сэкономит время» – комментируют эксперты Pravoved.ru.
График 3. Топ-банков по количеству исков со стороны потребителей
Проблемы с техническими товарами актуальны для россиян. К примеру, каждый второй вопрос на сайте Pravoved.ru в категории защиты прав потребителей связан с техникой.
На сферу бытовой техники и электроники приходится около 10% судебных решений. При этом, в 70% случаев суд полностью или частично удовлетворяет требования потребителей.
“Связной” – лидер по количеству судебных споров с потребителями – 8% от всех исков против ритейлеров техники приходится на эту компанию. На втором месте – “Евросеть”, на третьем “М.Видео”, против которых подается почти в два раза меньше исков. Помимо крупных ритейлеров россияне судятся с небольшими онлайн-магазинами и региональными точками продаж, но на каждую компанию приходится менее 1% от всех исков в этой сфере. (см. График 4.)
График 4. Доля компаний-ответчиков в общем количестве судебных решений в отношении ритейлеров техники
Наибольшая вероятность выиграть суд у “Евросети” – 76% исков удовлетворяется полностью или частично. У Эльдорадо клиенты выигрывают 73% дел. В спорах с “М.Видео” и “МедиаМарктом” победить сложнее: суд удовлетворяет 68% и 66% исков соответственно.
Больше всего судебных исков о некачественной технике рассматривается в отношении компьютеров и ноутбуков (42%), на втором месте – споры о смартфонах, планшетах, фотоаппаратах ( 26%), на третьем – техника для дома (16%).
«Выбирая среди сотни магазинов техники, потребителям полезно знать, как может закончиться судебная тяжба с той или иной компанией», – заключают эксперты сервиса Pravoved.ru.
Это крупнейшее исследование судебных решений в сфере защиты прав потребителей. В его основу легло более 200 тыс. оцифрованных и размещенных на сайтах судебных департаментов судебных решений по данной сфере, вынесенных с 2012 по 2017 год.
Для анализа были разработаны специальные парсеры, которые позволили представить решения в структурированном виде: дата, регион, сведения об участниках, текст решения, инстанция, в которой рассматривался иск. А с помощью созданного компанией робота-юриста Федора Нейронова и лежащей в его основе нейросети из всего массива данных были отобраны решения, которые относятся к сфере защиты прав потребителей.