Впервые, по частной, а не государственной инициативе, на одной площадке, в рамках мероприятия Стартап Пикник были собраны представители институтов развития: фонд «Сколково», Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, РВК, Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления «Сколково», НИУ «ВШЭ». 

 

Гостями Стартап Пикника стали более 2000 участников!
статистика организаторов

Образовательная программа Пикника состояла из пяти парралельных образовательных треков, отдельного трека с открытыми консультациями экспертов и развлекательными мероприятиями (квесты, волейбол, игры). Образовательная программа была подготовлена проектом Люди будущего.

Приветствие

С приветственным словом  выступил Игорь Богачев (фонда Сколково), рассказавший, что успешный стартап базируется на трех китах: идея - проблема ваших потенциальных клиентов, которую вы можете решить или почему именно ваш продукт понравится вашим будущим клиентам, план безубыточности на ближайшие полгода - надо уметь рассчитывать на свои силы, команда - посредственная идея может вырасти в успешный бизнес с сильной и разносторонней командой, отличная будет испорчена посредственной командой. Сегодня ситуация такова, что при государственной поддержке для вас создана масса возможностей стартовать свое дело в максимально комфортной среде: различные так институты развития и фонды, выдают гранты и ссуды, проводят конкурсы проектов с существенными денежными призами, бизнес-акселераторы и технопарки организуют коворкинги или просто обеспечивают бесплатными рабочими помещениями и инфраструктурой, бизнес-акселераторы предлагают программы менторинга и обучения. Две вещи, которые никто не сделает за вас – не придумает бизнес-идею и не будет последовательно следовать бизнес-плану. Игорь

Считайте!

Гэри Фаулер (профессор Стартап Академии МШУ СКОЛКОВО) рассказал, что мотивация в работе команды является ключевым аспектом достижения к успеху, однако, чем ближе вы к IPO, тем больше внимания вы должны уделять каждой цифре в деятельности вашего стартапа - все необходимо считать!

Культурные особенности того или иного региона зачастую играют ключевую роль в вопросе успеха выхода вашего стартапа на IPO и они могут сыграть как вам на руку, так и против вас.

Думайте!

Изучайте лучшие практики других компаний по выходу на IPO, но не для копирования и шаблонного поведения, а для мотивации, т.к. каждый случай уникален и служит скорее индикатором правильности стратегии.

Капитал это не деньги

Александр Галицкий (Almaz Capital) рассказал, что венчурный фонд это агрегатор капитала, который фонд аккумулирует у инвесторов на десять лет. В течении десяти лет, с помощью этого капитала выращиваются успешные компании, с целью вырастить успешные компании, которые затем продаются и капитал возвращается инвесторам с прибылью.

Так же Александр отметил, что в России даже крупные бизнесмены работают с деньгами, а на западе бизнес работает с капиталом. Для понимания разницы порекомендовал участникам познакомится с одноименным трудом Карла Маркса.

Деньги на старт

Дмитрий Князев (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы) рассказал о финансовых программах поддержки предпринимательства. Суть в следующем: молодая компания (до 2-х лет) может получить до 500 тыс. рублей на запуск бизнеса. Для получения финансирования необходимо подать заявку и бизнес-план, который сотрудники агентства «Малый бизнес Москвы» смогут помочь подкорректировать. Так же, обязательным условием является вложение равной запрашиваемой у Правительства Москвы суммой в течении тех же двух лет.

Грант в миллион долларов

Петр Лукьянов (фонд Сколково) рассказал, что исторически средний размер гранта фонда Сколково для высокотехнологичного стартапа составляет $1,3м (уже одобрено более 200 грантов). Условия получения: наличие статуса резидента Сколково, наличие внешнего инвестора, который готов инвестировать в проект равную с запрашиваемой в Сколково сумму, положительные результаты технологической экспертизы и одобрение грантового комитета.

Краудфандинг как предзаказ на несуществующую продукцию

Сергей Краснополов (Planeta.ru) рассказал, что краудфандинг позволяет определить спрос на идею, проект или продукт, и получить финансирование от лояльного сообщества. В России, проекты в области краудфандинга сейчас собирают до 1,5 млн. рублей, при этом на "Планете" необходимой (или большей суммы) удается достичь 90 процентам проектов. Примечательно, что идеолог этой краудфандинговой площадки Макс Лакмус, музыкант и гитарист группы Би-2.

Гранты молодым ученым

Евгений Бидненко (Фонд Бортника) рассказал про двухгодовую программу предпосевного финансирования «УМНИК» для поддержки молодых ученых-инноваторов. Размер гранта 400 тыс. руб. (по 200000 тыс. руб в год).

Командообразование

Денис Гусев (АСИ) поведал: большинство участников стартаперских тусовок рассчитывают найти недостающих партнеров для своих команд прямо на мероприятиях или узнать "рецепт" - "как собрать идеальную команды (для чайников)". Практически никто не готов проверять командные отношения "в деле", рассчитывая, что можно предусмотреть все риски предстоящих конфликтов в совместном договоре или соглашении участников. Единственным видом мотивации участников команды большинство собравшихся видит долю в бизнесе, и далее обсуждают лишь размер и нюансы передачи (типа опционов и т.п.).

Гораздо менее многочисленная группа придерживается противоположной позиции, а именно - поиск и формирование команды только среди одноклассников, однокурсников и близких друзей. Главная мотивация участников команды - общая цель и уверенность в результате. Доли и деньги делить уже после первых результатов. Ключевой принцип подбора команды - надежность и доверие.

Консенсуса между двумя группами пока нет, как и желания учиться на чужих ошибках. Видимо, наиболее эффективным способом формирования успешных команд мог бы стать "командный краш-тест", включенный в длительные образовательные программы. Только пройдя 2-4 неудачных сценария запуска командной работы, у тех, кто после этого будет готов продолжать попытки дальше, выработается необходимый навык командной работы и соответствующая культура отношений.

Коммерциализация социального стартапа

Дмитрий Кох (Angry Citizen), рассказал, что добиться финансовой независимости можно совершая добрые дела и социальный проект это не всегда только расходы. Модели успешной монетизации социальных стартапов существуют и в России. Эта ниша сейчас свободна, и нуждается в вовлечении большого числа предпринимателей новой волны. 

Иван Нечаев (русские навигационные технологии), вместе с несколькими успешными предпринимателями поделились своим опытом по преодолению сложностями. Тема дискуссии была задана тремя ключевыми словами - деньги, препятствия и успех. Каждый из участников дискуссии успешный предприниматель, прошедший путь от небольшой компании, стартапа до лидирующей компании в свой отрасли. 
Коллеги обсудили первые значимые контракты компании, путь к этим контрактам, как этот контракт поменял компанию; рост бизнеса.

Нетворкинг

Анастасия Тюрина (INEO), сказала, что диалог начинает с улыбки. А дальше главное быть здесь и сейчас и быть открытым. Как? Для этого есть техника 5 пальцев.

Большой палец. Ощущать себя уверенным - I am open. Научитесь вдохновлять самого себя.
Указательный палец. Помнить о цели. На фуршете, приеме, семинаре, фестивале у вас может быть две цели - создать максимальное количество контактов, с потенциальными партнерами или клиентами. Или познакомиться с конкретным человеком. Ставьте для себя цель-минимум (к примеру, как минимум, получить контакты двух человек) и цель-максимум.
Средний палец. Изучайте привычки главных для вас персон еще до встречи. Кто они? Что для них важно, что они любят? Сделайте CV для них. Чтобы начать разговор с ними, можно использовать технику «Елка», о ней ниже.
Безымянный палец. Не зависайте в одних разговорах надолго, и если вас против вашей воли втягивают в разговор, раскольцовывайте его. Если чувствуете, что докучаете человеку: «Давайте я вам напишу в фейсбуке». Если докучают вам: «Я настолько доступна в фейсбуке, давайте обсудим там». Проговаривайте честно – и вам легко будет испариться так, чтобы продолжить то, что нужно, потом. Little secret – платье с двумя карманами, в левом кармане ты держишь свои визитки, чтобы не искать в сумочке/клатче, в правый карман складываешь визитки других. То же с пиджаком.
Мизинец. Важно найти какую-то деталь в своем внешнем виде, которая вас действительно отличит, выделит, позволит запомнить – браслеты, платки, что-то в одежде. Бойтесь черных вещей. И самое главное - оставайтесь собой. 

Техника Елка: если у вас не больше минуты на то, чтобы рассказать о своем гениальном проекте, не тратьте секунды на лишние слова и помните о структуре этой самой важной презентации. Она похожа на елку. Ствол – какую или чью проблему решаете. Ветки – три качества, которые отличают ваш проект от других. Звезда – вы сами, ваша искренность, уверенность и убежденность. И именно в таком порядке вам и следует говорить – сначала о проблеме, потом о достоинствах и только потом о себе.
Город Будущего. Формирование инновационной среды
Василий Гребенников (Город будущего), завершил секцию выводами, что для инноваионной экономики необходима высокая плотность идей. Комфортная среда – это конкурентное преимущество, для создания комфортной среды при высокой плотности необходимы инновационные решения, а с учетом неудовлетворенного спроса открывается огромный рынок.

Мы собираем тезисы со спикеров, и в ближайлее время пвыложим обновление.

  

Фото: STRF.RU

Организаторами «Стартап Пикника» выступили Коворкинг Центр СтартХаб, проект Люди будущего, агентство стратегических коммуникаций MaRo GroupИнновационный центр НИУ ВШЭ и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Соорганизаторы: ОАО «РВК»дизайн-завод Флакон, фонд Сколково.

 

Источник: stepinfuture.ru