С-Е-Р-Е-Н-Д-И-П-И-Т-И…
Звучит как название азиатской державы где-нибудь рядом с Индей, куда корабли из Ливерпульской гавани отходя всегда по четвергам. В каком то смысле так оно и есть. Этим словом здесь в Британии называют что-то приятно неожиданное, найденное с громадными усилиями, хотя и искали что-то совсем иное. В основе этого слова лежит старая сказка о принцах Серендипа (сюрприз – это была Шри-Ланка), которые должны были найти буквально «то, не знаю что», и нашли что-то совсем другое, но не менее важное. Это слово – serendipity – вошло в список самых сложнопереводимых английских слов.
Многим исследователям науки кажется, что серендипити – самая важная часть научного поиска, создающего не только статьи в peered reviewed журналах, но и то, что мы в Сколково называем коммерциализуемыми инновациями. Исследователи начинают путь с одной мыслью о продукте в начале пути, а на выходе получают совсем другой. И это не всегда бывает так, что то что получилось намного хуже. Бывает (возможно реже), что получается такая «бомба», которая даже и не задумывалась в начале создания продукта.
Именно такой вывод я сделал из общения с местными британскими инноваторами в ходе посещения выставки Innovate UK 2013, на которой я побывал благодаря любезному приглашению UK Trade and Investment. Выставка – по сути – британский аналог «Открытых инноваций», проходящий каждую осень в Москве.
Несколько важных для меня наблюдений, которыми я бы хотел поделится с читателями:
- А как вы оцениваете успешность выданных грантов?- поинтересовался я у коллег из местного «Сколково» - Technology Strategy Board.
- Проверяем выполнение целей проекта – отвечают. – А больше и никак. А зачем? Мы же не можем сказать, какие результаты будут в конце проекта. Ведь это исследования и инновации. Если бы можно было предвидеть все результаты проекта, то это уже не было бы инновациями? Главное выдать грант правильным людям с хорошей идеей. А у вас в Сколково разве не так?
- Нет, не так – качаю головой, - мы если уж проверяем, так проверяем…
Словом, они действительно ищут Серендипити… И судя по том, что в британских инновациях крутится примерно 31 млр фунтов стерлингов, иногда находят.
Влияние ноосферы я увидел и через робототехнику. Ребята из Technology Strategy Board также проводят очень интересный конкурс по робототехнике.
Прямо по нашим форсайтам работают. Наши идеи по конкурсам (интерфейс мозг-компьютер, третья рука и т.п.) им тоже очень понравились.
У них тоже интересная идея по конкурсному подходу. Если вкратце, то они проводят конкурс на реализацию feasibility study в новых областях робототехники. Подход альтернативен тому, что я предлагал ранее – делать конкурс на решение проблемы.
Помимо выставки я съездил в Cambridge, где побывал в офисах наших партнеров – Toshiba и Nokia. Строго говоря, Toshiba еще не партнер – мы только в начале переговоров. Но штаб-квартира Toshiba очень рекомендовала посетить их исследовательский центр в Кембридже. Было действительно очень интересно, так как они ведут исследования строго по нашим направлениям: распознавание образов, распознавание и синтез речи и квантовые вычисления. Фоток у меня из Toshiba нет, но зато руководитель Лаборатории – Роберто Чипполо, является профессором Кембриджского университета по совместительству. Поэтому он устроил мне ланч на кампусе Колледжа Иисуса. Это было настолько увлекательно, насколько может быть увлекательно посещение Хоггвартс.
Думаю, что о посещении лаборатории Nokia в Кембридже я расскажу отдельно, так как там было столько всего интересного, что это достойно отдельного рассказа.