С-Е-Р-Е-Н-Д-И-П-И-Т-И…

Звучит как название азиатской державы  где-нибудь рядом с Индей, куда корабли из Ливерпульской гавани отходя всегда по четвергам. В каком то смысле так оно и есть. Этим словом здесь в Британии называют что-то приятно неожиданное, найденное с громадными усилиями, хотя и искали что-то совсем иное. В основе этого слова лежит старая сказка о принцах Серендипа (сюрприз – это была Шри-Ланка), которые должны были найти буквально «то, не знаю что», и нашли что-то совсем другое, но не менее важное. Это слово – serendipity – вошло в список самых сложнопереводимых английских слов.

Многим исследователям науки кажется, что серендипити – самая важная часть научного поиска, создающего не только статьи в peered reviewed журналах, но и то, что мы в Сколково называем коммерциализуемыми инновациями. Исследователи начинают путь с одной мыслью о продукте в начале пути, а на выходе получают совсем другой. И это не всегда бывает так, что то что получилось намного хуже. Бывает (возможно реже), что получается такая «бомба», которая даже и не задумывалась в начале создания продукта.

Именно такой вывод я сделал из общения с местными британскими инноваторами в ходе посещения выставки Innovate UK 2013, на которой я побывал благодаря любезному приглашению UK Trade and Investment. Выставка – по сути – британский аналог «Открытых инноваций», проходящий каждую осень в Москве.

 

Несколько важных для меня наблюдений, которыми я бы хотел поделится с читателями:

  • Британский дизайн. Это не маркетинг, это правда. Бритишы уделяют огромное внимание всему, к чему может прикоснутся рука или упасть взгляд человека. В результате родилась отдельная индустрия «продуктового дизайна» - маленькие компании фактически формируют важнейшую составляющую инноваций. Т.е. ноу-хау, технологическую инновацию делают одни люди, назовем их исследователями. Однако, они совершенно не стесняются отдавать такую важную часть работы как дизайн продуктов или интерфейсов тем, кто справится с этой задачей намного лучше. Я уверен, что и у нас, в России, есть хорошие дизайнеры. Но, как сделать так чтобы инноваторы доверяли им? Чтобы говорили не только о том, что created in Skolkovo,  а также о том, чтобы designed in Skolkovo. 
  • Доверие между всеми участниками инновационной экосистемы. Об этом говорили все – чиновники из правительства, представители корпораций, изобретатели и ученые. Это – ключевой элемент инноваций. Нет доверия, нет эффективно работающей системы. Здесь думаю для нас очень важный урок. Если руководители Сколково, страны хотя бы включать в свою риторику слово «доверие» в два раза чаще чем сейчас, то ситуация с нашей бюрократией начнет улучшаться. Так как единственный способ борьбы с бюрократией (а через нее и с коррупцией) – доверие граждан друг к другу.
  • С доверием связано также другое наблюдение чисто практического свойства, которое я увидел после разговора с коллегами из Technology Strategy Board, местного аналога Сколково.

-       А как вы оцениваете успешность выданных грантов?- поинтересовался я у коллег из местного «Сколково» - Technology Strategy Board.

-       Проверяем выполнение целей проекта – отвечают. – А больше и никак. А зачем? Мы же не можем сказать, какие результаты будут в конце проекта. Ведь это исследования и инновации. Если бы можно было предвидеть все результаты проекта, то это уже не было бы инновациями? Главное выдать грант правильным людям с хорошей идеей. А у вас в Сколково разве не так?

-       Нет, не так – качаю головой, - мы если уж проверяем, так проверяем…

Словом, они действительно ищут Серендипити… И судя по том, что в британских инновациях крутится примерно 31 млр фунтов стерлингов, иногда находят.

 

Влияние ноосферы я увидел и через робототехнику. Ребята из Technology Strategy Board также проводят очень интересный конкурс по робототехнике.

Прямо по нашим форсайтам работают. Наши идеи по конкурсам (интерфейс мозг-компьютер, третья рука и т.п.) им тоже очень понравились.

У них тоже интересная идея по конкурсному подходу. Если вкратце, то они проводят конкурс на реализацию feasibility study в новых областях робототехники. Подход альтернативен тому, что я предлагал ранее – делать конкурс на решение проблемы.

 

Помимо выставки я съездил в Cambridge, где побывал в офисах наших партнеров – Toshiba и Nokia. Строго говоря, Toshiba еще не партнер – мы только в начале переговоров. Но штаб-квартира Toshiba очень рекомендовала посетить их исследовательский центр в Кембридже. Было действительно очень интересно, так как они ведут исследования строго по нашим направлениям: распознавание образов, распознавание и синтез речи и квантовые вычисления. Фоток у меня из Toshiba нет, но зато руководитель Лаборатории – Роберто Чипполо, является профессором Кембриджского университета по совместительству. Поэтому он устроил мне ланч на кампусе Колледжа Иисуса. Это было настолько увлекательно, насколько может быть увлекательно посещение Хоггвартс.

 

Думаю, что о посещении лаборатории Nokia  в Кембридже я расскажу отдельно, так как там было столько всего интересного, что это достойно отдельного рассказа.

 

en