The invitation is overdue, registration is closed.

[REGIONS] Томск. «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров»

October
04
Thu 12:00 AM - Fri 11:59 PM
When:
Thu 4 Oct 2012 12:00 AM - Fri 5 Oct 2012 11:59 PM (UTC+03:00) Moscow, St. Petersburg
Where:
Tags:

Фонд Сколково совместно с Ассоциацией предпринимательских университетов России проводит при поддержке Российской Венчурной Компании и Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) 4-5 октября 2012 года в г.Томске конференцию «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров».


В конференции приняли участие представители ведущих университетов России – национальные исследовательские университеты и университеты, реализующие программы стратегического развития, представители государственной корпорации Ростехнологии и ОПК «Оборонпром», технологической платформы «Медицина будущего», инновационного территориального кластера «Информационные технологии и электроника Томской области», Фонда Сколково, Сколковского института науки и технологий, представители Ассоциации инновационных регионов России, которые собрались с целью определения взаимных ожиданий, обсуждения инструментов и механизмов взаимовыгодного стратегического партнерства.

Участники конференции: 280 участников из 13 российских городов.

Города: Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Томск, Воронеж, Саранск, Пермь, Ростов-на-Дону, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург.

В конференции приняли участие проректоры по стратегическому развитию, науке и инновациям 23 университетов России:

  1. Сколковский институт науки и технологий
  2. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  3. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  5. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  6. Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
  7. Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  8. Национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  9. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
  10. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  11. Кубанский государственный университет
  12. Воронежский государственный университет
  13. Ростовский государственный строительный университет
  14. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  15. Тюменский государственный нефтегазовый университет
  16. Кемеровский государственный университет
  17. Новосибирский государственный университет экономики и управления
  18. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  19. Алтайский государственный университет
  20. Сибирский федеральный университет
  21. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  22. Томский государственный архитектурно-строительный университет
  23. Сибирский государственный медицинский университет

Освещение в СМИ:

  • 35 публикаций в СМИ (в том числе 7 федеральных порталов).
  • 280 участников и 130 аккаунтов следило за Твиттер-трансляцией мероприятий конференции

На конференции обсуждались задачи, стоящие перед университетами в реализации модели предпринимательского университета и необходимые стратегические шаги. Ключевой вывод конференции заключается в том, что для ведущих российских университетов реализация модели предпринимательского университета и активное участие в становлении инновационных территориальных кластеров в регионах по своей научно-технологической специализации связано с их стратегическими приоритетами и ориентирами. Для предпринимательского университета критически важна территориальная привязка, уровень развитости инновационной и технологической политики в регионе. Масштаб обозначенных перед университетами задач несопоставим с их индивидуальными ресурсами, поэтому будущее предпринимательских университетов в России зависит от их способности развивать новые культурные формы, объединяться и рисковать.

По мнению участников конференции для развития согласно предпринимательской модели, университетам необходимо обратить внимание на следующие моменты своей деятельности:

- Ассоциативность, объединение, поиск и кооперация со стратегическими партнерами. Ни один из участников конференции не является самодостаточным – его индивидуальные ресурсы несопоставимы с масштабом стоящих перед ним задач. Единственный путь развития предпринимательского университета – научиться объединяться и сформировать своеобразный протокол коммуникации со стратегическими партнерами – университетами, технологическими платформами, инновационными территориальными кластерами, правительствами инновационных регионов, государственными корпорациями и удовлетворять взаимные ожидания.

- Оценка возможности и готовности принять риск. Университет и каждый его участник – управленческая команда, профессор, студент должны быть готовы принять на себя риск. Таким образом, мы можем говорить не только о предпринимательском университете, но и об университете-предпринимателе, который сам демонстрирует предпринимательские модели поведения и активности. Преобладание такой культуры в университете позволит ему занять ключевую роль, наряду с властью и бизнесом, в процессе трансформации региональной экономики. Это является главным результатом деятельности предпринимательского университета.

- «Культурная оболочка», формируемая внутри и вокруг университета. Среди ключевых факторов среды предпринимательского университета были названы многообразие типов поведения и самореализации профессоров и студентов, наличие пространства, где формируются основные ценности человека и расширяются культурные горизонты, низкая степень формализованности отношений, что «открывает двери» к новому знанию. Функции университета определяются не только в инженерной, технологической области, но и в области создания новых культурных форм.

 

Запрос к предпринимательским университетам

Технологические платформы, выступающие как отраслевые консолидационные коммуникативные площадки, находятся в стадии выстраивания сетевого взаимодействия межу организациями-участниками, принадлежащими к разным институциональным сферам. Технологической платформе «Медицина будущего» сетевое взаимодействие между участниками необходимо для создания в биомедицине новых отраслевых секторов на базе прорывных технологий и прогнозирования их экономического развития. Предпринимательские университеты нужны технологическим платформам как источник проектной культуры, источник выпускников, которые одновременно владеют несколькими технологиями и могут их сочетать в конкретной разработке, а также как источник проектов. Проектный подход в подготовке студентов рождает внутри проектной группы механизмы, которые далее оформляются в образовательные программы и стандарты. Технологические платформы видят инновационные территориальные кластеры как субсидиарную поддержку разработки механизма упаковки проектов и фиксируют необходимость передачи проектным группам, работающим над прорывными технологиями, функции и права нормотворчества.

Государственные корпорации стоят перед необходимостью обеспечения перехода отраслей на новый технологический уровень. Базовой управленческой моделью, связанной с повышением их вовлеченности в процесс инновационного развития является модель «открытых инноваций». Модель «открытых инноваций» предусматривает постоянное повышение доли аутсорсинга по причине быстрых изменений на рынке и необходимость развития в рамках корпораций только ключевых компетенций. Российские государственные корпорации сегодня находятся в процессе перехода на эту модель. Корпорации востребуют исследовательскую функцию университетов и готовы отдавать им крупные заказы на НИОКР. Однако для установления эффективного взаимодействия они ждут от университетов проведения внутренней инвентаризации исследовательских компетенций и размещения на рынке только тех, которые формируют безусловное превосходство университетов в конкретных областях науки и технологий. Таким образом, в условиях роста сложности задач НИОКР, выдвигаемых госкорпорациями, университетам необходимо будет научиться объединять свои исследовательские компетенции и создавать исследовательские альянсы для выполнения поставленных задач.

Вместе с тем, в повестку дня российских государственных корпораций пока не входит создание корпоративных исследовательских альянсов по доконкурентным исследованиям, рыночная перспектива которых еще неочевидна. Также важно отметить, что государственные корпорации пока не готовы поддерживать становление и развитие в университетах новых культурных форм.

Инновационные регионы ожидают от предпринимательских университетов формирования среды, в которой бы осваивались необходимые компетенции: проектный подход, сочетание в процессе разработки нескольких технологий, создание и управление инновационными бизнесами. Региональные правительства в своей инновационной политике делают ставку на инновационные территориальные кластеры и считают, что университет может выступить для кластеров источником высококвалифицированных специалистов и технологических компаний-участников кластера. Региональные правительства заинтересованы в том, чтобы государственные корпорации, университеты и кластеры совместно сформировали инструменты «подхватывания» новых технологий.

Институты развития видят предпринимательский университет как рыночного игрока, главная задача которого не только учить и просвещать, но и вести передовые научные исследования, регистрировать и выводить на рынок интеллектуальную собственность. Университеты должны научиться считать экономику и эффективность синергии трёх процессов – образования, науки и предпринимательства. Для активизации развития университетов им необходимо выстроить внутреннюю среду на принципах рыночной конкуренции, чтобы проекты изначально разрабатывались по законам «внешней» среды. Институты развития готовы поддерживать проекты и компании, созданные как студентами, так и профессорами, но для этого университеты должны провести внутреннюю работу – создать инфраструктуру для преодоления критических шагов и барьеров.

Университеты формируют свою управленческую повестку исходя из необходимости создания новых институтов развития и финансовых инструментов, изменения законодательной базы, необходимых внутренних преобразований. Например, одним из организаторов конференции – ТУСУРом были предложены создание институтов развития предпринимательских университетов и новых финансовых инструментов. Ситуация, в которой находятся американские и российские университеты, реализуя модель предпринимательского университета, несопоставима по исходным условиям, поскольку бюджеты ведущих университетов мира и российских предпринимательских университетов схожи по структуре, но значительно отличаются в абсолютных цифрах. Первыми шагами в формировании финансовых инструментов могут стать фонды развития предпринимательских университетов и введение долгосрочных (на 10 лет) дешевых (5%) займов для реализации совместных программ инновационных территориальных кластеров и госкорпораций. Если университетам, государственным корпорациям, технологическим платформам и кластерам будут предоставлены новые финансовые инструменты, между ними начнется процесс согласования приоритетов развития.

Участники конференции отметили, что для развития взаимодействия предпринимательских университетов, инновационных территориальных кластеров и государственных корпораций необходимы изменения в бюджетном и финансовом законодательстве. В рамках конференции руководством комитета по законодательству Ассоциации инновационных регионов России было предложено объединить усилия двух Ассоциаций в изменении законодательства в целях инновационного развития.

Важным условием является и официальная регистрация Ассоциации предпринимательских университетов России, ее становление как мощного переговорного игрока. Участники конференции отметили необходимость регистрации, продолжение работы над общей концепцией российского предпринимательского университета, включающей критерии и типологию предпринимательских университетов. Университеты-участники готовы доверить Ассоциации решение следующих задач:

- продвижение управленческих моделей, наработанных университетами-участниками (в частности обсуждался опыт ТУСУРа по созданию учебно-научного инновационного комплекса, представляющего собой окружение из 125 инновационных компаний, имеющих оборот 15 млрд. рублей). В качестве инструмента такой работы ТУСУРом предложен международный журнал по Тройной спирали, издаваемый в России этим университетом совместно с международной Ассоциацией Тройной спирали (Triple Helix Association http://www.triplehelixassociation.org/).

- формирование критериев предпринимательского университета

- поиск более эффективного механизма взаимодействия университетов и институтов развития

- распространение среди участников Ассоциации и ведущих университетов России инструментов формирования пояса инновационных компаний вокруг университета как основного «интерфейса» работы университета с государственными корпорациями и глобальным рынком.

Предложенная на конференции повестка внутренних преобразований связана с двумя утверждениями, которые разделяют все участники конференции:

- предпринимательский университет – следующий шаг после реализации модели исследовательского университета

- предпринимательский университет – новый баланс между наукой, образованием и инновациями

В Дорожную карту развития предпринимательских университетов до 2020 года участники конференции выделили ряд общих стратегических направлений работ:

- Формирование российского понятия «предпринимательский университет». Взаимное содействие университетами друг другу в приобретении опыта реализации модели предпринимательского университета позволит формировать и осваивать российское понятие на базе опыта конкретных университетов в определенных региональных, законодательных, институциональных и политических условиях.

- Разработка законодательной базы, обеспечивающей реализацию модели предпринимательского университета в России.

- Развитие Ассоциации предпринимательских университетов как сервиса для университетов. Важнейшая задача Ассоциации – провести инвентаризацию всех проблем, связанных с доступом университетов к ресурсам развития, грантам, иным финансовым инструментам. В снятии таких барьеров Ассоциации готовы оказать помощь Институты развития.

- Стратегическое партнерство Ассоциации предпринимательских университетов России с международной Ассоциацией Тройной спирали для обоснования лидирующей позиции предпринимательского университета в инновационной системе, в том числе:

  • участие в семинаре в Стэнфордском университете 12-17 ноября 2012г. «Становление предпринимательского университета»
  • участие во всемирной конференции Тройной спирали 7 июля 2013г. в Лондоне и 10 сентября 2014г. в Томске
  • продвижение модели предпринимательских университетов в мире и России через публикацию лучших практик и проблемных вопросов в русскоязычном международном журнале «Инновации Тройной спирали», учрежденной ТУСУРом и Ассоциацией Тройной спирали

- Проведение ежегодной конференции Ассоциации предпринимательских университетов с целью формирования переговорной позиции с министерствами, инновационными территориальными кластерами, государственными корпорациями, разработки типологии и критериев предпринимательского университета, обмена лучшими практиками, анализа международного опыта.

- Повышение финансовой отдачи от вложений университета в развитие инфраструктуры и культуры технологического предпринимательства, наряду с вложениями в образование и науку. Предпринимательские университеты связываются участниками со способностью управленческой команды формировать высокую динамику прироста бюджета университета. Повестка российских университетов в предстоящем десятилетии будет в значительной степени связана с доведением масштабов работы и отдачи инновационного комплекса университета до масштабов образовательного и научного процессов.

- Развитие культуры технологического предпринимательства среди профессоров и студентов. Необходимо осуществление ряда последовательных стратегических шагов по формированию предпринимательской культуры в университете, когда каждый преподаватель и студент понимает, зачем ему заниматься технологическим предпринимательством и какая польза от коммерциализации интеллектуальной собственности будет извлечена. Это необходимо распространить внутри университетов как новый признак высокого профессионализма, формирующий новое расписание и повседневность жизни профессора – участие в образовательном, исследовательском и инновационном процессе. Новым институтом мог бы стать клуб «профессоров-предпринимателей» (профессоров-фаундеров), имеющих успешные проекты и соединивших в своей жизни и деятельности две противоречивые позиции – «профессор» и «предприниматель». Одним из шагов, обсужденных на конференции, стало развитие в университетах культуры предпринимательства (не только технологического) для формирования общей платформы и готовности к предпринимательской деятельности.

- Изучение корпоративной культуры университетов-участников Ассоциации. Подобное исследование позволит понять, как в конкретном российском университете сочетаются университет-предприниматель (показывающий высокую динамику прироста бюджета) и предпринимательский университет (выпускающий технологические стартапы и трансформирующий региональную экономику), а также разработать систему движения от зафиксированной ситуации к модели нового университета.

- Развитие двух путей «выхода» интеллектуальной собственности из университета. Первый путь – создание малых инновационных предприятий. Второй путь – совместная коммерциализация результатов НИОКР с крупными корпорациями.

- Создание Фондов посевных инвестиций предпринимательских университетов России с широким вовлечением федеральных, региональных и частных ресурсов. Создание фонда, финансирующего инновационные проекты профессоров и студентов на предпосевной и посевной стадии, связано с дальнейшим развитием инновационной инфраструктуры университетов, компетенции отбора проектов, их вывода «за стены университета».

- Развитие связей университета с государственными и бизнес-корпорациями:

  • совместное формирование исследовательской повестки с государственными и бизнес-корпорациями. Это позволит учитывать интересы корпораций в осуществлении технологических прорывов, на которые они ориентируются, сформировать фонд целевого капитала и более мощный исследовательский бюджет, осуществлять совместную коммерциализацию результатов НИОКР. Одной из эффективных форм может стать Совет университета по технологической политике, состоящий из представителей компаний и ведущих профессоров
  • обеспечение совместных программ государственных корпораций, инновационных территориальных кластеров и предпринимательских университетов длинными внебюджетными финансовыми ресурсами
  • привлечение профессоров в технологические компании из инновационного пояса университета как инструкторов, консультантов и навигаторов в определенных областях знаний
  • привлечение действующих технологических предпринимателей и ведущих сотрудников корпораций в университет, формирование новой профессиональной позиции внутри университета – ментора в технологическом предпринимательстве
  • открытие совместных кафедр, проведение совместного мониторинга и подбора профессоров и студентов

Конференция Ассоциации предпринимательских университетов России сделала важный вклад в формирование стратегического видения развития предпринимательских университетов в России. Процесс создания предпринимательского университета является сложным и включает в себя создание благоприятных внешних условий, проведение преобразований внутри университета, коммуникацию и стратегическое взаимодействие с государственными корпорациями, технологическими платформами, инновационными территориальными кластерами, Ассоциацией инновационных регионов России, партнерство с университетами. Участники выразили глубокое удовлетворение результатами конференции, сконцентрированностью ее повестки на приоритетных российских задачах, участием всех заинтересованных сторон.

Здесь Вы можете посмотреть фотографии с мероприятий Конференции 4-5 октября