Вокруг использования гаджетов и программных продуктов детьми школьного и дошкольного возраста всегда разгорались нешуточные баталии. Многие родители и педагоги опасаются использовать их, считая, что любые электронные средства вредны для здоровья и развития ребенка. Но, как и у любого явления нашей жизни, у использования гаджетов и различных программных продуктов есть и значительная позитивная сторона, которая касается и образовательных процессов.

В течение двух лет в гимназии был реализован проект «Promethean Innovation HUB». В первый год все воспитатели дошкольного отделения обучались работе с программой на групповых занятиях и индивидуальных консультациях. Они создавали различные материалы, которые сразу использовали в работе. В конце года прошел обучающий мастер-класс от представителя компании Promethean, на котором были показаны педагогические инструменты для работы в группах с интерактивной панелью. Второй год был посвящен проведению исследования методом Action Research с участием психолога гимназии. Летом этого года воспитатели дошкольного отделения гимназии Сколково Сергеева Л.О., Кирьяненко О.В. и Кулакова Н.Е. выступили с докладом «Использование программы ActiveInspire в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на XXXII Конференции c международным участием «Современные информационные технологии в образовании».

По результатам этой работы и определились положительные стороны участия программных продуктов и гаджетов в жизни детей.

  

Фото 1. Ребята с родителями выполняют задание по теме «Используя отходы вторично, мы сохраняем ресурсы Земли»

Материал, передаваемый студентам в виде интерактивной игры, легче ими воспринимается, и сам процесс передачи учебного материала становится гораздо более увлекательным. Из-за высокой мотивации к участию в таких занятиях наблюдается серьёзная вовлеченность и активность со стороны студентов в учебном процессе; информации передается и запоминается больше, чем в традиционных формах обучения. Также за счет возможностей программного обеспечения повышается качество самих учебных программ. При использовании программы ActiveInspire можно использовать видео- и аудиоматериалы, а инструменты интерактивности позволяют превратить урок в увлекательную игру.

Например, в старшей группе на занятиях по исследовательской теме «Дома отражают культурные влияния и местные условия» детям было предложено выполнить задания, разработанные при помощи программного обеспечения ActivInspire. Ребята должны были определить: в каких домах живут люди в данной местности, также предлагалось сделать предположение, где на физической карте мира расположены разные виды домов. Проверить себя можно было также при помощи «волшебной лупы».

В подготовительной группе целью исследования «Путешествуя по миру, я узнаю культуру и обычаи разных народов» была возможность дать детям представление о разнообразии культур, традиций, языков других стран. В заданиях на интерактивной доске студенты могли услышать звучание разных языков, узнать изображения флагов разных стран, познакомиться с континентами на карте мира. Задание сделано при помощи функции «контейнер». Если ребенок неправильно располагает название континента, то надпись возвращается на исходное положение, если правильно, то надпись «прилипает».

Программа хорошо зарекомендовала себя в обучении математике и грамоте, превращая обычные занятия в увлекательную игру, гораздо более интересную для детей дошкольного возраста. Для подготовительной группы была создана игра «Мемо», в которой дети подбирают фигуры к парам, закрепляя названия фигур и их классификацию. Дидактическая игра «Поиск слов» направлена на развитие зрительного восприятия букв детьми, развитие словарного запаса, формирование умения соединять буквы в слоги и слова.

  

Фото 2. Кроссворд для дошкольников. Педагог Кирьяненко О.В.

Посмотреть, как еще можно использовать электронную доску для работы с дошкольниками, можно по ссылке:

https://disk.sk.ru/index.php/s/rWs9V2Ic8R2BZfR

Для традиционных форм общения студента и педагога комплекс также представляет широкие возможности: дети могут рисовать, писать и стирать, как на обычной доске.

Негативное мнение о цифровых технологиях в жизни детей формировалось тоже не на пустом месте. Есть многие факторы, возникающие при использовании гаджетов и программ, которые действительно могут навредить ребенку.

Мы собрали несколько полезных советов о том, как лучше использовать интерактивные устройства и программы в учебном процессе.

  • Чтобы сохранять устойчивый интерес детей к интерактивной доске, не следует ее использовать часто и на протяжении всего занятия, используйте технологию дозированно, чтобы она не теряла эффект новизны, привлекательности и мотивации для ребенка. В начале занятия материал может носить характер «сюрприза», чтобы дети смогли сами определить тему занятия, иметь проблемный характер – для постановки обучающей задачи. Это позволяет педагогу активизировать детей, настроить их на поиск решения, помогает развивать у детей исследовательское поведение.
  • Интерактивная панель может быть использована для всех видов оценивания: предоценивания, текущего и итогового.
  • Интерактивная панель и приложение Screen share значительно расширяет возможности вовлеченности и позволяет усилить мотивацию ребенка. Дети, которых сложно бывает замотивировать, например, менее усидчивые, старательно выполняют задание, чтобы потом представить свою работу на экране.

  

Фото 3. Исследование подготовительного класса ««Путешествуя по миру, я узнаю культуру и обычаи разных народов», педагоги Сергеева Л.О., Новичкова К.В.

Материал предоставлен заместителем директора по цифровому образованию Международной гимназии Сколково Марией Коссе совместно с психологом и руководителем проекта Александрой Гервиц и воспитателем Людмилой Сергеевой.

 

ru