Текст этой публикации должен был выйти в ином контексте и в другое время, но события прошедших дней заставили нас немного сместить фокус. 

«Насилие рождает насилие» – фраза, принадлежащая Мартину Лютеру Кингу, которая сегодня как никогда актуальна. Эксперты сходятся во мнении, что среди факторов, повышающих риск распространения травли в школе, присутствуют и опыт пребывания в ситуациях, когда близкие люди жестко демонстрируют собственную власть по отношению к тем, кто слабее их по каким-то признакам, и семейные конфликты, и нейтральное отношение к проявлениям агрессии в школе и дома. 

О том, как распознать это деструктивное явление и противостоять ему, читайте в нашем материале с педагогом-психологом гимназии Александрой Гервиц. 

Фото: Александр Гахов, Гимназия Сколково. 

 

Прежде чем начать разговор на такую острую и деликатную тему, как буллинг, нам кажется важным разобраться в понятиях. Где проходит грань между негативным высказыванием, стычкой c одноклассником, конфликтом и травлей?

Александра: В последнее время тема буллинга стала достаточно обсуждаемой, поэтому появилась тенденция расширять это понятие: мы часто называем буллингом то, что им не является, мы называем буллингом любой конфликт. И хотя буллинг сам по себе весьма многолик и может проявляться в различных формах, в различных действиях, это тем не менее вполне специфическое явление со своими характерными признаками. 

Важно понимать, что не каждая ссора или конфликт является буллингом. Обычные конфликты и ссоры возникают и разрешаются. Конфликт – нормальная часть нашей социальной жизни, с помощью них дети учатся чувствовать свои и чужие границы, учатся их уважать и отстаивать. В процессе конфликтов его участники учатся договариваться, налаживать диалог, искать компромиссы. Конфликты являются положительным процессом для развития личности, которой нужны кризисы, преодоления обид, поводы для появления опыта защиты собственного достоинства. Буллинг, напротив, не несет в себе этих положительных качеств. Есть несколько специфических признаков, которые отличают одно от другого.

Первым и важным признаком буллинга является то, что он начинается с конфликта, который не разрешается, а усугубляется, становится стабильным, постоянным. 

Другим ярким признаком являются намеренные вредоносные действия в отношении жертвы, которые происходят систематически (не реже одного раза в неделю или чаще) и ведутся на протяжении длительного времени (от одного месяца и больше). 

Также травлю можно заметить по неравенству сил участников: есть перевес сил в пользу агрессора, когда жертва закрывается и изолируется от окружающих. В конфликте, напротив, присутствует динамическое равенство сил.

Отдельно стоит упомянуть кибербуллинг (совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью сети Интернет, мобильных телефонов и иных электронных устройств). Скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести. Поэтому от родителей требуется особо чуткое внимание к фактам его проявления.

 

Как распознать буллинг родителю и учителю в классе? 

Александра: Важно наблюдать за детьми, за изменениями в их поведении и настроении, так мы можем увидеть признаки, которые помогут нам отличить обычный конфликт от буллинга. Есть разнообразные косвенные признаки, такие как нежелание идти в школу, ухудшение успеваемости, длительное подавленное состояние или физические проявления.

Очень важно, на наш взгляд, своевременно выявить зарождение буллинга, иметь алгоритм действий при возникновении таких ситуаций. Это позволит его вовремя устранить, сохранив как физическое, так и психологическое здоровье студентов. 

Для родителей студентов гимназии мы подготовили для согласования с родительским и профессиональным сообществом чек-лист с признаками и алгоритмом действий в случае возникновения буллинга с целью оперативного реагирования. В любом случае от оперативных действий взрослых зависит безопасность наших детей. 

 

Эксперты сходятся во мнении, что в результате травли проигравшими оказываются и жертва, и инициатор насилия, и наблюдатели. Согласны ли вы с этим утверждением? Как «сгладить углы» выхода из ситуации для всех вовлечённых групп.

Александра: Да, я абсолютно согласна, что в этой ситуации нет отстраненной позиции, есть последствия для всех участников (иногда в виде чувства вины или страха оказаться на месте жертвы). Первое, что может сделать взрослый, чтобы «сгладить углы»,  вмешаться, сделать ситуацию видимой: поговорить с ребенком, спокойно его выслушать, узнать его позицию и точку зрения, обсудить его чувства, продумать возможные реакции и поведение. 

В качестве профилактики ценно развивать в ребенке эмпатию, обсуждать вместе фильмы и книги, чувства героев. И, конечно, это работа в команде, поэтому, если родитель замечает признаки буллинга, необходимо обратиться к специалисту. Агрессор тоже нуждается в определенной поддержке. Важно вовлечь в решение всех участников ситуации. В случае гимназии — это наставник и педагог-психолог класса. 

Любая школа и любой класс может столкнуться с ситуацией буллинга. Как они разрешаются в гимназии и какие методы профилактики существуют.   

Александра: Основная работа над этой проблемой в гимназии заключается в профилактике, в которую входят тренинги на командообразование, игровые занятия, которые проводятся во всех классах, чтобы студенты лучше знали друг друга и имели различный опыт взаимодействия. Например, в этом учебном году старшеклассники провели занятия, на которых поделились со студентами начальной школы своим опытом общения, разрешения конфликтных ситуаций. На встречах обсуждали важность дружбы, её ценность, взаимоподдержку в отношениях. Важно иметь комплексную программу, в которую вовлечены все участники процесса, и не бояться говорить об этом. 

Дополнительные рекомендации для родителей, а также наиболее часто совершаемые ошибки  в руководстве для родителей про буллинг "Что делать, если ваш ребенок вовлечен?" Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики».