В прошлом году в Государственную Думу был внесен законопроект об упрощении трудоустройства несовершеннолетних. По задумке авторов закон позволит создать эффективные механизмы получения трудового опыта для молодых кадров,  удовлетворить растущий спрос работодателей и исключить практику неофициального трудоустройства молодежи. Действительно, работодатели, в частности крупные предприятия, готовы не только нанимать молодые кадры, но и вкладываться в их развитие на раннем старте. Так, на прошедшем недавно Всероссийском конкурсе проектов в области работы с выпускниками и молодыми специалистами GRADUATE AWARDS 2023 в номинациях «Лучший проект по работе со школьниками» и «Вклад в будущее» свои проекты представили: «Пятерочка», «РусГидро», «Норильский никель», «ДОМ.РФ», «Апатит», «КРОК» и «Сибур». Наблюдая за развитием повестки в сфере профессиональной ориентации школьников и побывав в жюри конкурса, хочу поделиться своим видением проблематики.

Да, школьники ищут себя и хотят зарабатывать. Родители тревожатся за будущую состоятельность своих детей и ожидают от школы решения вопроса профессионального самоопределения, причем, как можно раньше. Работодатели обратили  внимание на школьников и готовы вкладываться в развитие своего кадрового ресурса с отложенным результатом. Понятный тренд нынешнего времени. 

А что может и должна делать школа, для того чтобы: а) не обмануть ожиданий участников образовательного процесса, б) не проиграть гонку за интерес, мотивацию и продуктивное время детей в соревновании с рынком труда, в) создать потенциал и уникальные возможности для тех, чьи академические способности и интеллектуальные задатки могут быть прекрасным вкладом в их профессиональное будущее и потенциал производств, но все же после того, как на учение и «гранит наук» они потратят известные 10 тысяч часов?

Вместе с коллегами в гимназии в этих вопросах мы прошли определенный путь проб, дискуссий и собственного самоопределения. Поделюсь тезисно тем, что мы выделили для себя как базовые принципы в организации работы со студентами, и поясню, почему слово «профессиональное» в отношении этого самоопределения мы заменили на «карьерное». 

Сегодня выпускники школы пишут коды для умных роботов, знают о кибербезопасности и Big Data больше, чем многие из нас. Кто-то даже легко ориентируется в современных промышленных технологиях и решает практические бизнес-кейсы. Но обладать хорошими знаниями и даже уникальными умениями в определенной области — это еще не значит определить свой профессиональный путь.

Профессиональный выбор нынешнего выпускника школы будет меняться в течение жизни и, скорее всего, не раз.  Влияние цифровизации на рынок труда в целом, как считают эксперты, будет радикальным в ближайшие 10—15 лет. Поэтому и вопрос необходимости и форм организации профориентации, на первый взгляд, очевидный и простой, оказывается очень многогранным и сложным. 
Что нужно для того, чтобы состоялся «результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с профессиональным ростом» (одно из определений карьеры), чтобы сработал социальный лифт и у нашего выпускника было ощущение профессионального счастья: востребованности, возможности двигаться и расширять свои горизонты, приносить пользу своему сообществу, — вопрос совсем нетривиальный.

О последнем критерии — возможности и важности быть полезным — говорю, кстати, вполне обосновано. Системно проводим опросы старшеклассников и родителей об ожиданиях от образования и гимназии. Так вот, на вопрос о том, что такое профессиональный успех, порядка 40% ребят 7—11 классов выбирают вариант: «возможность помогать людям, приносить пользу обществу/социальной группе». И это дает определенные ориентиры для взаимодействия с подростками в их движении к выбору здесь и сейчас.

Построение карьеры — это важное умение, и нет в этом отрицательной коннотации карьеризма. Карьера — это движение в профессиональной деятельности. Это движение в определенном направлении, когда осознанно делают шаги вперед, назад, обходя препятствия и совершая взлеты, когда наступает момент. 

Учить этому движению нужно обязательно, начинать рано, действовать системно и последовательно. Школа это может, а если хочет и умеет это делать, то ее выпускники выигрывают. Казалось бы, перед нашими детьми сейчас бескрайняя свобода выбора и множество вариантов развития. Многие выпускники способны после школы легко осваивать новые hard skills. Но достаточно ли этого для того, чтобы успешно выстроить свою траекторию развития, когда про будущее вообще мало что понятно? Ответ есть. 

Профессии могут меняться, а вот личностный стержень в условия неопределенности и изменений должен быть крепким. 

Разочаровался в вузе или программе — имей смелость поменять свой образовательный маршрут. Не хватает коммуникативных навыков и уверенности — ищи социальные практики и проекты, где ты можешь быть полезным, не зацикливайся на себе, помогай другим, делись тем, что умеешь. 

Такая решительность и при этом вдумчивость и критичность и зрелым людям часто не по плечу, а нашим детям она нужна здесь и сейчас. Поэтому начинать развитие необходимых личностных ресурсов нужно рано. Нынешние пятиклассники уже вполне могут мыслить категориями своей роли в создании общего блага, формулировать свое видение того, что хочется делать в будущем и какие знания и умения для этого могут понадобиться. Как с этим работать и какие формы приемлемы в этом возрасте, ответы есть, но это предмет отдельного разговора.

Помимо академических успехов необходимым и важным результатом образования становится умение делать выбор, принимать решения, адекватно оценивать себя и ситуацию, мыслить широко, креативно и динамично. Для успешной реализации во взрослой жизни ключевыми становятся накопленные в школьные годы ресурсы: ценностные, интеллектуальные, творческие, эмоциональные и физические. И конечно, умение эффективно взаимодействовать, работать в команде, добиваться результата. Если эти компетенции формируются параллельно с ценностью уважительного отношения к людям, мнениям и пространству, в котором живешь и функционируешь, развитием способности к эмпатии, можно считать, что педагогическая миссия школы, в том числе в карьерном самоопределении, выполнена. Именно это закладывается в школе, до совершеннолетия, и является очень важным для будущей профессиональной состоятельности. Но и это не все.

Чтобы мыслить широко, молодому человеку нужна перспектива.

Школа не может вариться в собственном соку, так много внешних импульсов воздействуют на нее. И результат обучения в школе не сводится только к баллам на экзаменах или победам в олимпиадах. Школа становится для своих учеников особенно значимой тогда, когда сама имеет мотивацию и возможность расширять свои компетенции, сотрудничать не только с вузами, но и с исследовательскими организациями, предприятиями, проектами, которые создают новые практики и новое знание. И в школе это нужно даже не для того, чтобы помочь выбрать профессию. Для понимания происходящего и прогнозирования своего будущего для подростка важна насмотренность, как, впрочем, и для общей эрудиции, и культурного багажа, которые помогают в принятии решений везде и всегда.

Спросите, зачем это профессионалам? Мотивация будущих работодателей пока еще все же неочевидна, но осознание того, что тип личности и интерес к профессиональной сфере, представление о содержании труда в профессиях формируется именно в школе, в профессиональном сообществе есть. 

 И позволю себе еще один комментарий, скорее, в контексте темы, он адресован родителям. Если ваш подросток начинает зарабатывать свои деньги уже в 13 или 14 лет, обязательно поговорите с ним о том, что его первые деньги — это не гарантия будущего материального благополучия, что его профессиональная и личная успешность не только в его идеях и предприимчивости, но и в том, хватит ли ему знаний и эрудиции в игре на долгой дистанции с новыми вызовами его будущего. И если будете говорить с подростком про его желанную финансовую независимость, можно сказать и о том, что в доходах в итоге выигрывают те, кто интеллектуально подкован и всегда готов к смелым переменам, обучению и обновлению компетенций.

ru