В конце января завершилась трёхнедельная педагогическая практика троих студентов Массачусетского технологического университета (MIT) в Гимназии Сколково. Сангита Васикарян, Мариэла Перес-Кабакас и Тайрон Дэвис вели у студентов гимназии биологию, химию, физику, диджитал-дизайн, информатику, технологию и бизнес. А кроме этого знакомились с русской культурой, практиковались в русском языке (все трое изучают его в университете) и немного мерзли на московском морозе. Конечно, нам было интересно спросить ребят о том опыте, который они приобрели за эти недели, и о том, чем хотели поделиться со студентами Гимназии Сколково, потому что мы не сомневались, что у будущих выпускников одного из ведущих технических вузов мира широкий кругозор и интересный для студентов гимназии образовательный бэкграунд.

Мариэла, Тайрон и сангина на встрече со студентами гимназии. Модератором встречи выступила координатор довузовской подготовки Гимназии Сколково Алена Королева. Фото: Алексей Лебедев, Гимназия Сколково. 

Для Сангиты, Мариэлы и Тайрона это был первый опыт педагогической практики, и он оказался благоприятным. Ребята отметили дух взаимопомощи, который буквально витал в воздухе, и между учениками в классе, и по отношению к ним. Яркими, впечатляющими, дружелюбными, умными, трудолюбивыми и увлеченными назвали практиканты сколковских студентов. 

Конечно, такая обстановка способствовала достижению тех целей, которые молодые преподаватели себе ставили. «Я хочу, чтобы студенты чувствовали, что они способны решать новые задачи, чтобы они ушли с чувством восхищения и стремлением продолжать в том же духе в будущем. Моими любимыми занятиями были те, которые поначалу были трудными, но научили бы их мыслить так, как они не могли раньше, благодаря поддержке и заботе учителей», – отметила Сангита. А Мариэла старалась готовиться к урокам так, чтобы делиться новым таким образом, чтобы его было легко понять, и выразила надежду, что это поможет ученикам увлечься изучаемой темой. «Моя цель в преподавании состоит в том, чтобы развить как интуитивное понимание материала, так и навыки критического мышления, позволяющие применять это понимание в новых контекстах. Именно так меня учили в Массачусетском технологическом институте, и я надеялась поделиться этим со студентами гимназии», – добавляет она. Тайрон старался давать упражнения, в которых можно было применить теорию на практике.

Студентам университета было очень интересно общаться с учениками и учителями гимназии не только в рамках уроков, но и вне школьных занятий. Мариэла составила небольшой словарь русского языка, который теперь ей удобно использовать и интерпретировать. Сангита очарована прекрасной архитектурой, культурой, технологическим совершенством и логикой языка и хочет продолжить его изучение в университете. И хотя Тайрону было сложно общаться на русском языке на научные темы с преподавателями, он рассматривал это как новый вызов и возможность попрактиковаться в разговорной речи и понимании языка. 

Конечно, есть некоторые отличия в школьном образовании США и России. Как отметили гости, разница, прежде всего, в общем количестве школьных лет (в США в школе учатся 12 лет), и, по мнению Мариэлы, в гимназии длиннее перемены между уроками, тогда как в ее школе между уроками было всего 5–10 минут и была возможность раньше прийти домой или провести больше времени, занимаясь внешкольными делами. 

И мы не могли не спросить практикантов о том, почему Массачусетский технологический университет представляет такой большой интерес для абитуриентов, не считая того, что лежит на поверхности:развития технологий, интереса к новому научному знанию. Мы узнали, как лучше готовиться тем, кто решил влиться в ряды студенческого сообщества университета. Конечно, ребята советуют читать блоги приемных комиссий, чтобы узнать, подходит ли вам Массачусетский технологический институт. Пересечение с индивидуальными интересами поступающих важнее престижа – считает Сангита. Массачусетский технологический институт входит в топ вузов не только из-за своего новаторского подхода в образовании, но и из-за невероятно объединяющей творческой энергии его сообщества.  И Сангита надеется, что эта ценность перенесется на рабочие места будущего.

Мариэла во время урока по физике. Фото Алексей Лебедев, Гимназия Сколково. 

«Те, кто хочет поступить в Массачусетский технологический институт, должны подумать о том, чем они увлечены или что их волнует, а затем подумать о том, как они могут исследовать или использовать это увлечение в MIT», – уверена Мариэла. «Я думаю, что людей привлекает MIT не только потому, что это ведущий технологический университет, но и из-за открывающихся там возможностей стать частью сообщества научно-технических революционеров и работать с экспертами в своих областях», – добавляет она. 

«Криптография, космические путешествия, искусственный интеллект в медицине, высочайшие скорости связи – вот ближайшие перспективы мира и области применения для профессий будущего», – делает вывод Тайрон. 

«В рамках программы Global Teaching Labs студенты MIT сами выбирают страны, в которые они едут преподавать как практиканты. Это наша четвертая группа студентов. Студентам гимназии такое общение очень полезно, потому что темы не теряют своей актуальности. В MIT много проектов, и в рамках уроков студенты знакомят наших ребят с ними — для нас это действительно очень ценно», – подводит итог практики руководитель программы среднего общего образования, координатор программы DP гимназии Раиса Барагян. 

И добавляет: «Мы можем познакомиться с тем, какое образование востребовано, какие тренды в топе. Эти ребята очень необычные, у них развиты междисциплинарные компетенции, и они одинаково хорошо разбираются и в физике, и в биологии, и в искусстве, не боятся новых проектов, все занимаются спортом, всегда готовы к новой задаче. Студенты MIT преподают одно через другое благодаря широкому кругозору. Вторая особенность подхода и большой плюс для студентов гимназии — погружение в практику и легкий контакт с детьми».