Начало нового учебного года – это всегда новый старт и возможность для качественных преобразований, в том числе и в управлении образовательным процессом. Вопросы о содержании образования всегда остаются приоритетными в гимназии, и от того, кто находится в авангарде движения, зависит очень многое. Поэтому мы решили встретиться с новым Заместителем директора по развитию образования Антоном Дмитриевичем Фрыкиным и поговорить о том, что волнует всех участников: студентов, родителей и педагогов, – в каком направлении мы двигаемся дальше. Антон Дмитриевич не новый человек в гимназическом сообществе, поэтому о том, чем живет гимназия, знает все и даже немного больше. Этот год – первый в новом качестве, тем интереснее узнать, что же нас ждет впереди. 

Заместитель директора по развитию образования Антон Дмитриевич Фрыкин и Заместитель директора по  сопровождению образовательного процесса Анастасия Анатольевна Михеева во время встречи со студентами 1 сентября. Фото: Алексей Лебедев, Гимназия Сколково.

Начнем с главного, Антон Дмитриевич, - каковы приоритетные задачи нового учебного года?

Я наблюдаю за развитием гимназии уже несколько лет и хочу отметить современный и актуальных подход к этому процессу, хочется его приумножить и развивать дальше. Свою задачу на первых этапах вижу в приумножении ресурсов для смешанного формата обучения: база сформирована большая, наработки есть, но тем не менее постоянно появляется что-то новое, и это дает возможность педагогам иметь больше инструментов для организации различных этапов обучения. Так, например, вместе с нашими партнёрами из Сколтеха планируем постепенно внедрять VR-технологии на уроках. 

Также хочу, чтобы учителя гимназии имели больше возможностей развиваться, участвовали в педагогических конкурсах, публиковали свои статьи и методические разработки на соответствующих тематических ресурсах. 

С 2021 года, то есть с этого учебного года, произойдет ряд изменений в Федеральном государственном образовательном стандарте, и эти изменения хотелось бы внедрить оперативно и эффективно. 

А что будет происходить с содержанием образования? 

Одной из важных задач считаю организацию образовательного процесса с учетом ФГОС и программ Международного бакалавриата, которые направлены на развитие Soft skills и Hard skills – того, что сейчас востребовано и что позволяет ориентироваться в современном мире. 

Еще мы планируем ввести некоторые изменения в организацию внеурочной деятельности и добавить динамики: теперь можно выбирать курсы по выбору на более короткие периоды – на триместр, на модуль или на полугодие. Это позволит студентам быть более мобильными и попробовать себя в разных направлениях. 

В контексте именно содержания образования стоит отдельно остановится на развитии олимпиадного движения в гимназии. У ребят могут быть разный опыт и возможности, кто-то силен в теории, кто-то от природы больше практик. Но для всех в этом году мы готовим маршрутные листы с рекомендациями по участию в олимпиадах и конкурсах и пояснениями, какие преимущества ожидают призеров и участников: многие не понимают глобальной цели участия в таких мероприятиях. И все это в конечном итоге должно «работать» на персональное портфолио каждого студента.  

Сейчас наша задача – максимально расширить перечень мероприятий и конкурсов, в которых могут принять участие студенты: обращать внимание стоит не только на уровневые соревнования. Для достижения успеха надо накопить опыт участия. 

Как раз про олимпиадное движение и был следующий вопрос: есть олимпиады, участие в которых наши студенты еще не принимают, но они интересны и важны? 

У студентов 10 и 11 классов в приоритете те олимпиады, которые дают преимущества при поступлении в вузы. А для студентов 1–9 классов, кроме уже всем знакомых Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады школьников, есть еще и Ломоносовская олимпиада по предметам, и Всероссийская экономическая олимпиада школьников имени Н.Д. Кондратьева. Также в этом году планируем активно принимать участие в олимпиадах, которые организуют Высшая школа экономики и РАНХИГС. Список большой, есть куда двигаться и расширять границы знаний и возможностей.

Гимназия Сколково – это школа, которая работает в том числе и по программе Международного бакалавриата. В прошлом году у студентов было много ярких и интересных проектов. А что нас ждет в этом году?

Будем продолжать двигаться тем же курсом, что был взят в прошлом году: и на олимпиаде Skolkovo JuniorChallenge, и на Научно-практической конференции. Тогда были представлены сразу несколько актуальных направлений: естественно-научное, общественно-научное, гуманитарное, в том числе все иностранные языки, техническое и IT-направление. В этом году подключим также кафедры физической культуры и искусства: соответствующий запрос уже есть.  

Как будут развиваться партнерские программы в гимназии? 

Мы продолжаем и развиваем отношения с теми партнерами, с которыми работали: с Музеем современного искусства Гараж, Сколтехом и компаниями-резидентами Сколково – компанией Генотек, медицинским центром Хадасса. В некоторых из них студенты гимназии проходили практику. Очень важная задача сейчас – привлечь партнеров на те направления, которые были не охвачены до сих пор. Ресурсы экосистемы Сколково расширяются. Например, со Сколтехом планируем интегрированные занятия по физике и химии. 

Определяющим моментом является не только количественное расширение партнерских программ, но и качественное: к привычному формату лекций планируем добавить интерактивные занятия.  

Будет ли продолжен вектор на персонализацию образования и индивидуальные образовательные треки?

Однозначно, будем продолжать движение в этом направлении: я вижу реальные результаты такой работы. Сейчас персональный образовательный план – это не только возможность реального выбора предмета, но и возможность разной глубины его освоения. Мы также понимаем, что все дети разные, но индивидуальный подход должен быть найден к каждому. Это относится к студентам как разных возрастов, так и разного уровня подготовки. 

С чего начнем учебный год, с каким настроем и какой установкой для гимназического сообщества?  

Не бояться, открывать для себя что-то новое, исследовать, вдохновляться. Давайте будем мотиваторами друг для друга.  Любой результат – это результат. Ошибка — это повод повторить действие еще раз и добиться лучшего результата.