Директор международной гимназии инновационного центра «Сколково» Оксана Демьяненко рассказала sk.ru о том, чем живет гимназия в сентябре 2021 года, о международном бакалавриате, индивидуальном маршруте обучения, а также о том, как грамотная образовательная концепция может помочь ребенку стать развитой и гармоничной личностью.

Директор международной гимназии инновационного центра «Сколково» Оксана Демьяненко. Фото: Алексей Лебедев, Гимназия Сколково. 

Расскажите о том, чего ждете от предстоящего учебного года и чего ждать студентам и родителям?  

Ждем стабильности. Хочется верить, что самые сложные времена неопределенности, болезней и ограничений позади. Приняли все необходимые меры (в том числе сделали прививки), освоили новые технологии, приобрели новые компетенции и полны новых идей. Главное, что вселяет уверенность, — это учителя и команда, результаты и поступление выпускников прошлого учебного года, а вдохновляют наши студенты, поддержка сообщества, то, что нам удалось сделать, во многом с участием партнеров и родителей, для инфраструктуры и развития гимназии за последний год. Ну и конечно, ждем новых студентов. В этом году их 85. Идем по плану, и численный состав почти полностью укомплектован. Безусловно, нас радует их активность, но мы понимаем, что конкуренция в образовательном пространстве Москвы растет. Так что нельзя останавливаться или даже брать паузу. Постоянное развитие, качественная материальная база, профессионализм, креативность и терпение каждого, кто здесь работает, — гарантия стабильности гимназии. 

А чего ждать студентам и родителям? 

Ждать новых программ, любимых и новых учителей, друзей. И готовиться к работе. И даже если учиться интересно, а учебная мотивация на подъеме, усилий для результата нужно прикладывать много, что же говорить, если учиться не очень хочется, а надо.   

Как бы вы сейчас, после 6 лет работы, охарактеризовали главные конкурентные преимущества гимназии?

Безусловно, это возможность работать по двум программам — российской и международной, на всех уровнях образования: от детского сада до выпускников. Это возможности «Сколково»: среда, в которой есть ценности науки, предпринимательства, есть Сколтех, его профессура и студенты, контакты и студенты MIT (Massachusetts Institute of Technology), которые проходят педпрактику в гимназии, есть Технопарк, его пространства и мероприятия, мастер-классы в гимназии, стажировки для студентов. 

Задача — индивидуальная траектория развития. Студенты гимназии 10-х и 11-х классов учатся по индивидуальным учебным планам, студенты начальной и основной школы формируют свою траекторию развития образования из курсов по выбору, программ дополнительного образования, участия в социальных и волонтерских проектах, мероприятиях гимназии. В каждой из восьми предметных областей есть дополнительные к основному содержанию курсы. В разработке и реализации части из них участвуют наши партнеры: Intel и «Яндекс» — по информатике, Сколтех и Genotek — по биологии, Музей современного искусства «Гараж» — по направлению Art and Design.

Учебная мотивация в течение 11 лет обучения в школе редко бывает неизменно высокой. Возрастная психология это легко объясняет. Наша задача — поддержать и помочь разобраться в себе, научить управлять своими ресурсами, чтобы мотивировать себя на результат. Поэтому результат работы гимназии — это не только академические успехи студентов. Наш результат — это их умение придумывать идеи, умение аргументировать и убеждать, адаптироваться к изменениям. 

То есть у ребенка есть выбор предметов, на которых он сделает основной акцент?

Да, для каждого ребенка нам важно выстроить такой маршрут, в котором он сможет развить свои ресурсы и возможности, пробуя разные направления, сделать выбор и самоопределиться в сфере дальнейшего карьерного развития к старшей школе. 

В чем состоит специфика обучения по системе IB?

В системе международного бакалавриата фокус направлен на развитие исследовательских компетенций, критического мышления и на самостоятельную работу с информацией. Не менее важно понимать глобальные контексты и их последствия в локальном масштабе. Успешная сдача выпускных экзаменов IB в старшей школе позволяет поступать в топовые вузы мира. И такие примеры в нашей практике есть. Студенты не боятся ставить очень высокую планку, выстраивая свой образовательный маршрут, и берут ее. С большой гордостью за ребят могу сказать, что выпускники дипломной программы IB этого года уже осенью начнут обучение в том числе в King’s College London, University of Massachusetts Amherst, Binghamton University, New York Film Academy, Chapman University, The Georgia Institute of Technology. 

Помогает ли программа IB побеждать в олимпиадах, получать дополнительные баллы для поступления?

Не менее двух третей учеников гимназии участвуют в олимпиадах, есть победители и призеры всех уровней, в том числе регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Но не все дети по природе олимпиадники. И очень не хочется, чтобы те, кто идет в своем образовании другим путем, во всеобщей олимпийской гонке почувствовали себя ущербными. Для творцов и исследователей должно быть достойное место в системе признания успехов. IB ориентировано во многом на таких студентов, ценно умение выдвигать, доказывать или опровергать гипотезы, формулировать креативные идеи и реализовывать свои проекты, аргументированно формулировать свою позицию. Критерии оценки дипломной работы по программе в IB и в нашем госэкзамене абсолютно разные. У нас в этом году есть ученики с дипломным баллом по IB 40, 41 и 42 балла, когда максимально возможный составляет 46. Это 0,8% от всех выпускников IB по всему миру. 

Можете назвать самые популярные вузы, в которые стремятся попасть ваши выпускники?

Высшая школа экономики, РАНХиГС и МГУ — лидеры среди российских университетов. В числе зарубежных университетов, куда подавались наши выпускники, есть Гарвард и Стэнфорд. И это достойная заявка, важнейший мотиватор для учителей гимназии. Так что дополнительные возможности и фора при поступлении у наших выпускников есть. Даже если это не олимпиады. 

У вас в школе существует система карьерных консультаций. Можете рассказать о ней поподробнее?  

В гимназии существует такая неформальная структура, как «Карьерный центр». В его рамках строится работа, которую можно определить как «профориентация», но более точно — самоопределение и планирование карьеры. Уже с пятого класса мы вводим карьерное консультирование: в рамках деловых игр, лекций и мероприятий от экспертов-профессионалов в той или иной сфере, экскурсий в различные компании.

К восьмому классу студенты могут претендовать на стажировки. Но для того чтобы получить такую возможность, нужно написать заявку, мотивационное эссе, подготовить резюме и портфолио. Умению предлагать себя и соревноваться в конкурсе на рабочее место тоже нужно учить. Мы стремимся выстроить содержательную программу стажировки: сформулировать задачи, найти ментора в самой компании, получить обратную связь об успехах студента. В этом году состоялась Лаборатория школьных проектов (акселератор предпринимательских инициатив студентов гимназии), куда наши студенты предлагали свои разработки. Проект был реализован Департаментом городской среды Фонда, а проекты финалистов поддержало жюри в лице Виктора Феликсовича Вексельберга, Александра Стальевича Волошина (МШУ «Сколково»), Сергея Александровича Капкова (Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий), Владимира Анатольевича Саковича (Skolkovo Ventures), Максима Анатольевича Судакова (ООО «Технопарк информационных технологий»). 

Иногда взгляды семьи и ребенка на профессиональное развитие различаются, поэтому, чтобы минимизировать возможные конфликты и наладить конструктивное взаимодействие по этой теме в семье, мы проводим семейные карьерные консультации. Случается, что берем на себя роль медиатора, потому что верим, что конструктивная коммуникация может решить любой вопрос. 

Ваши дети добиваются результатов в рамках программы или вы знаете, что они добирают с помощью репетиторов?

По-разному, как и в любой школе. Есть дети, которым реально нужно догнать, наработать базу, особенно если ребенок ранее обучался в школе, где программы существенно отличались. Также есть те, кто не мотивирован, но родители очень хотят высоких результатов и не готовы смириться со средним уровнем. Смею предположить, что зачастую репетиторы появляются в тех случаях, когда необходимо разделить ответственность за результат своего ребенка. Замотивировать ребенка, если он не хочет поработать в академической дисциплине, сложнее, чем разделить эту задачу с репетитором: я спрошу и с репетитора, и со школы, и с ребенка. При этом большое количество наших студентов, добившихся отличных результатов, выходя из гимназии, не имели репетиторов. И не забываем, что не все дополнительные занятия — это репетиторство. Если студенты берут дополнительные онлайн-курсы на Coursera, например, и хотят новых компетенций и новых знаний, так это здорово и показывает уровень осознанности. 

С какого возраста у самого ребенка должна появиться ответственность?

Очень индивидуальная характеристика. Причем зависит не столько от воспитания, сколько от того, как созревают структуры головного мозга. Они отвечают в значительной степени за все, что касается сферы мотивации и самоконтроля. Поэтому, кстати, так важно бывает включить занятия с нейропсихологом, если появляются вопросы к саморегуляции и волевым качествам ребенка. В гимназии есть Cлужба сопровождения, и это значительный ресурс в обеспечении качества обучения. Взрослая ответственность у кого-то из детей проявляется уже в 11-12 лет. А образовательная нагрузка и процессы выстроены с расчетом на то, что к 9-му классу ребенок умеет нести ответственность за свои действия и планы. Безусловно, многое зависит от отношений и установок в семье. Степень родительского контроля тоже влияет. Часто, когда родители очень многого хотят от ребенка, но при этом не дают ему самостоятельности действий и выбора, с ответственностью возникают проблемы. Ответственность всегда связана с возможностью действовать самостоятельно и видеть результаты своих действий и решений.

Наверное, с родителями, как и с детьми, тоже не всегда просто?

 Сотрудничество учитель — ученик — родитель очень важно для продуктивного взаимодействия и результатов ребенка. Важно и для развития среды и атмосферы в гимназии. Есть родители, которые очень поддерживают гимназию, разделяют подходы, если с чем-то не согласны, что-то тревожит, готовы не только задавать вопросы гимназии, но и меняться, развиваться, переосмысливать какие-то вещи. Есть родители, которые ни при каких условиях не готовы признавать профессиональную экспертизу гимназии, предъявляют требования в одностороннем порядке и не готовы к диалогу. Дети это тоже чувствуют. Уверена, что развивает ребенка прежде всего среда, в которой он растет, эта среда сама должна быть развивающейся. Для нас доверие к экспертной позиции гимназии со стороны родителей — один из главных мотиваторов и источник вдохновения. Кстати, в гимназии создан родительский клуб, где обсуждаем тревожащие нас и родителей вопросы, компетентно ищем пути решения.  

Мы хотим, чтобы ребенок выходил из школы с умением самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, но при этом высказывал ее корректно, умел уважать и принимать точку зрения других. Этому учатся и у родителей. Поэтому уже на входе в гимназию родителям важно понимать, насколько эти ценности близки им. В ответ на этот вопрос звучали и такие реплики: «А как же страх? Без страха в школе нельзя». Не соглашусь ни при каких условиях. 

Буллинг — одно из самых популярных слов в молодежной среде. Вас это как-то затрагивает? 

От этого не застрахована ни одна школа. Но важно не путать буллинг и конфликт между детьми. В любом коллективе есть конфликты, и в детском в том числе. Их просто надо правильно проживать и правильно с ними работать. У нас в штате восемь психологов и три нейропсихолога, которые занимаются с детьми. Это тоже часть индивидуальной программы.

У вас учатся дети из разных семей: есть кто-то более обеспеченный, есть кто-то менее обеспеченный. Очень часто бывает, что чувствуется разница между детьми? 

К счастью, глобальных проблем нет. Гимназия не про социальный статус, у нас учатся дети из очень разных семей. Духа материального противопоставления или соперничества нет. Если такое противопоставление проявляется, то с этим работаем отдельно. Это точечная работа, и она важна. Разные финансовые возможности — это реалии жизни, это дети должны понимать, но сравниваться по достатку родителей в гимназии считается неприличным. И важно, чтобы это вошло на подсознание. Вспоминаю те времена, когда машины не подъезжали к гимназии для высадки — не было этого сигнала социального статуса. Были в этом свои плюсы. Но, повторюсь, различия — это жизнь, и детям нужно помогать к этому правильно относиться. А еще очень важно, что наших родителей объединяет, на мой взгляд, больше, чем разделяет: как минимум прекрасное образование, профессиональные интересы и ценности экосистемы. 

А вы к детям на «вы» или на «ты» обращаетесь?

У нас есть педагоги, которые только на «вы» обращаются. Есть те, кому комфортно на «ты». Я обращаюсь на «ты». Считаю, что это более доверительно и располагает к взаимодействию.  

Как оцениваете работу школы в пандемию?

Мы многое сделали в освоении информационных технологий. Прошлые полтора года мы работали в системе смешанного обучения, то есть часть детей учится в классе, другая часть — выходит в онлайн, учитель в это время работает на два «фронта». 

Не без помощи наших родителей мы купили специальное оборудование, установили специальные камеры, приобрели дополнительные компьютеры. Несмотря на все мастерство учителей, без обновления технологического парка ни одна школа не может быть современной, эта комбинация для нас — главное. За год мы сделали импровизированную видеостудию: поставили экраны, благодаря партнерам — Музею современного искусства «Гараж» и фонду «Айрис» — приобрели специальное оборудование, научились и продолжаем совершенствоваться в подготовке видеоконтента, ведении трансляций. Практически любое мероприятие можем теперь провести дистанционно или в смешанном формате. Но и дети, и мы, взрослые, в гимназии ценим прежде всего очное эмоциональное и наполненное взаимной энергией общение, то, что развивает нас больше всего. 

Какую роль гимназия играет в экосистеме «Сколково»? 

Одной из задач, стоящих перед гимназией, является развитие экосистемы «Сколково». Привлекать в экосистему новых участников проекта — задача, с которой гимназия справляется. Формальный пример. У нас учатся примерно 26% внешних ребят и 74% детей участников экосистемы. Соотношение это продолжает меняться в сторону внутренних. Эту динамику видим каждый год. Семьи приходят в гимназию внешними, становятся через какое-то время участниками проекта. 

А еще очень важны общие идейные аспекты. В образовании одна из задач гимназии — развитие исследовательских и предпринимательских компетенций. Чтобы захотели наши дети быть в этой системе ценностей науки, технологий, предпринимательства всегда. Чтобы работали в команде, пробовали разные роли, чтобы не только умели исследовать и генерить идеи, но и понимали, какое они имеют значение и имеют ли ценность для общества. И пусть через какое-то время после окончания школы возвращаются в «Сколково». Они здесь свои люди. 

Источник: sk.ru