В рамках сотрудничества со Сколковским институтом науки и технологии (Сколтех) в Гимназии Сколково проходят занятия по биологии и не только с профессорами и экспертами университета. Мы решили поговорить с сотрудниками Сколтеха: зоологом, лауреатом премии «За верность науке» Ильёй Гомырановым и биологом Марией Яриной – о перспективах развития отрасли, критериях успешности ученого и о том, почему биология – царица наук. 

Студенты гимназии на занятия Ильи Гомыранова по биологии. Фото: Гимназия Сколково. 

- Сегодня при выборе профессии и школьники, и родители часто рассуждают в контексте её будущей востребованности, при этом нередки случаи династических выборов, когда семья определяет будущую карьеру ребёнка. Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах, как вы пришли в науку и какой путь вам наиболее близок.

Илья: «На мой выбор не влияла востребованность, я, скорее, шел за интересом. С самого раннего детства мне нравилось наблюдать за животными, я всегда ловил и приносил домой всех подряд.  Мои родители – врач и инженер, так что с биологией, а тем более с зоологией, они слабо связаны. Но никто не противился моему интересу, а скорее, наоборот, все подогревали его. Сначала вместе со мной ходили ловить лягушек, дома всегда жили разные домашние животные, а потом мама отдала меня в биологический кружок. Так что в науку я пришел постепенно, и это мне кажется наиболее правильным путем. Ведь невозможно заниматься всю жизнь тем, что тебе неинтересно. Научная деятельность требует много времени, а успех может прийти далеко не сразу, так что без горящих глаз заниматься ей точно не выйдет». 

Мария: «В моём случае, наверное, сработал как раз династический путь. Мой дедушка был учёным, мама занимается наукой, и даже мой прадедушка был учителем биологии. Сейчас складывается так, что я совмещаю научную карьеру и преподавательскую, но мне кажется, что движение в науку может идти совершенно не по стопам родителей. Интересное наблюдение. Когда я училась на биологическом факультете Московского государственного университета, у нас было разделение на, скажем так, два потока биофизики. Первое отделение – лабораторное, второе – полевое. Я училась на полевом отделении, и, как правило, здесь были полевые потомственные биологи, которые работали в экспедициях: в океанах, морях, тундрах, лесах. Эти ребята и привыкли путешествовать вместе с родителями, привыкли к такому своеобразному образу жизни, находясь по полгода вдали от дома с различными условиями труда и учёбы. В молекулярной биологии такого не было, студенты были более «разношёрстными». 

Мир под микроскопом на занятии по биологии. Фото: Сколковский институт науки и технологий.

- Что, на ваш взгляд, является залогом успешности учёного и применимы ли, вообще, такие категории в вашей сфере? Если да, то каковы будут критерии оценки?

Илья: «Успешность, вообще, довольно относительный критерий. Наверное, каждому хочется совершить открытие, которое изменит жизнь людей, за которое дадут Нобелевскую премию. Однако сейчас подобные события – результат длительного труда. Как говорил кто-то из великих физиков: ученому нужно быть долгожителем».

Если же вы изберете путь фундаментальной науки, то за всю жизнь можно не сделать никаких крупных открытий, но накопленный багаж знаний со временем несомненно приведет к чему-то кардинально новому. Чуть меньше 70 лет назад мы не знали структуру ДНК, а уже сегодня о двойной спирали слышал каждый, а ученые уже умеют ее редактировать. Все меняется очень быстро. 

Мария: «Честно могу сказать, что вопрос про успешность учёного ставит меня в тупик. Я посоветовалась со своими коллегами в лаборатории и оказалось, что у нас у всех разные критерии успешности учёного. С одной стороны, можно определять успешность по индексу Хирша (прим. индекс является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций,  индекс предложен в 2005 году физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего) и посмотреть, в каких журналах опубликовался учёный и сколько раз процитировали его работы. Для естественно-научного направления релевантны публикации в журналах Science , Nature . C другой стороны, если брать что-то прикладное, то успехом можно назвать то, когда твой проект или разработка воплотились в жизнь, когда выяснилось, что это работает, потому что все разработки построены на тех или иных фундаментальных исследованиях. Ещё, мне кажется, не стоит забывать про личностные факторы, которые характерны для всех профессий и людей. Здесь мне кажется, что успешность – это когда тебе нравится ходить на работу каждый день, ты думаешь о работе по выходным, испытываешь невероятные эмоции, когда у тебя что-то получается, и, в целом, наука – это не про премии, а про то, что тебе невероятно интересно. Поэтому залогом успешности я бы назвала любопытство, умение выходить за рамки предложенного, умение видеть шире и не бояться ставить эксперименты, допускать ошибки и даже делать глупости». 

 

- Наблюдая за несколькими вашими уроками, не можем не отметить, что в них есть особой преподавательский «стиль». Расскажите, пожалуйста, как он сформовался, какие педагогические «фишки» и приёмы вы используете?

Илья: «Я начал вести занятия у школьников, будучи еще студентом первых курсов университета. И, прежде всего, у меня были замечательные примеры педагогов, которые могли зажечь интерес ребенка даже во время обычной лекции. Прежде всего, важно говорить с учеником на одном языке, крайне важно понимать контекст, в котором живут школьники. В свои занятия я стараюсь включать и интересный сюжет, и свежие научные данные, а фундаментальный материал из школьных учебников богато иллюстрирую примерами, а также не стесняюсь разбавлять мемами и смешными сравнениями. В такой форме он гораздо лучше запоминается».

Мария: «Основная фишка преподавания – это глубокий интерес в предмете. Важно, чтобы у учителя, лектора, научного руководителя, наставника горели глаза, потому что если внутри нет этого задора и он сам не горит, то заразить аудиторию будет очень сложно. Когда я начинаю работать, то я всегда говорю: «Ребята, вы точно умнее меня, вы смотрите шире и можете больше выдумывать, только нужно чуточку дать себе свободы и немного постараться, и тогда у вас получится феноменальный результат». Доверять молодым, давать им возможность не двигаться из пункта А в пункт Б, а самим придумывать эксперименты и предлагать решения – залог отличного педагогического результата». 

 

- Если говорить о биологии как о предмете в школе, в чём его основная сложность? Вообще и в современной школе в частности? Всем ли она нужна или это должен быть курс по выбору в школьной программе? Чтобы вы изменили, если есть в этом необходимость, в системе преподавания биологии в школе?

Илья: «Не побоюсь этого слова, но биология - царица наук. Она включила в себя самые разные области знаний от химии и физики до программирования и искусственного интеллекта. Без сомнения, на базовом уровне ее должны знать все, ведь подобные знания помогают и на бытовом уровне: полезно знать, что в животе у тебя может болеть не только желудок, но и другие органы, а лечить вирусы антибиотиками бессмысленно. А вот более сложные вещи, связанные с механизмами, возможно, имеет смысл оставить только для тех, кто выберет биологию своей специальностью. 

Сегодня биология развивается с невероятной скоростью, открытия происходят чуть ли не ежедневно, и основная проблема, что школьная биология отстает от реалий не на один десяток лет. Школьные учебники в итоге становятся скучными, а учащиеся теряют интерес к предмету. Тут важно, чтобы педагог активно интересовался и был вовлечен в современную новостную повестку».

Мария: «Основные сложности в этом предмете – это нехватка времени на практику и наглядные материалы. В расписании не всегда хватает времени, чтобы дети могли руками потрогать, в микроскоп посмотреть, препарат сделать. Биология – это наука про то, как и во что нужно смотреть, особенно в разделе ботаники, где очень важна насмотренность, а на бумаге её получить сложно. Учебники часто написаны сухо и скучно, иллюстрации скудные, поэтому большая ответственность лежит на преподавателе, который должен зажечь и поддержать интерес ребёнка. Я бы также добавила обязательные исследовательские работы с презентацией результатов. Навыки публичных презентаций, рефлексии, обсуждения пригодятся в любом предмете».

 

- Какие бы вы могли порекомендовать дополнительные образовательные ресурсы для изучения биологии увлеченными школьниками?

Илья: «Сегодня очень активно развиваются лектории. Я бы посоветовал всем слушать лекции от действующих ученых. Например, мы в Сколтехе делаем такие научно-популярные лекции на разных площадках: в Архэ, Точке Кипения, Технопарке и др. Также рекомендую читать научно-популярные новостные порталы, такие как N+1 и Sciencenews.org».

Мария: «Для выбора дополнительного биологического образования важно ориентироваться на возраст и направление, которое интересует в биологии. Есть кружки при Зоологическом музее МГУ, при Московском зоопарке и Звенигородской биологической станции. В социальной сети ВКонтакте есть группы кружков биологического факультета МГУ, с которыми можно заочно познакомиться. Вообще в современном мире найти информацию очень легко, важно проверять, чтобы источники были достоверные».

 

- Возвращаясь к теме выбора профессии и взгляда в будущее. Какие, на ваш взгляд, сейчас есть новые перспективные профессии, в которых может быть применено биологическое знание – генетик, биоинженер? Ведь принято считать, что биология нужна, только если ты планируешь связать свою профессиональную деятельность с медициной, например, или ветеринарией?

Илья: «Я повторюсь, что я бы не советовал выбирать профессию, основываясь на критериях перспективности и популярности. Если вам будет интересно, чем вы занимаетесь, то вы достигнете определенного уровня мастерства и станете успешным в любой сфере. Безусловно, в биологии наиболее перспективные области связаны с различными направлениями биотехнологии. События прошлого года показали, насколько важны вирусологи. Однако не стоит забывать, что мы живем среди других организмов в сложных экосистемах, и тут оказываются важными классические биологи (зоологи и ботаники), а также экологи».

Мария: «Вопрос перспективности – дискуссионный. Смотря чем перспективность измерять – уровнем заработной платы, востребованностью, цитируемостью. Ведь многие из этих факторов зависят от человека.  В последнее время наблюдается рост интереса к биоинформатике, биоинженерии, биотехнологиям. Одна из профессий, которая будет пользоваться спросом именно среди людей, а не среди научного сообщества,это – нутрициолог, это, условно, человек, который выстраивает правильное питание. Востребованность связана с влиянием культуры питания на здоровье и продолжительность жизни. Здесь важно подчеркнуть, что это человек, который выстраивает правильное питание, основываясь на исследованиях и качественных научных статьях, а не просто биохакинге, и, как правило, он должен иметь не одно специализированное образование. Наблюдая за тенденциями последних лет, вижу, что появилось много профессий на стыках наук, по-моему, самые интересные исследования были как раз такими. Также среди актуальных тем научных разработок и исследований можно выделить такие, как глобальное потепление, устойчивость к антибиотикам, климатическая миграция и ее последствия, борьба с экстремальными условиями».