Что такое профиль школы? А профильные классы? Подходит ли это нам? Такие вопросы часто задают себе родители, а вместе с ними и дети. Вопросы эти неслучайны и во многом продиктованы ожиданием, что чем раньше ребенок определится с тем, что ему интересно и кем он хочет стать, тем выше его шансы на успешную карьеру и профессиональное развитие.  

Несмотря на то что профильные классы прочно вошли в систему современного образования, для большинства детей выбор профильного направления очень сложен. И вопрос, нужно ли выбирать именно профильный класс и школу с такими классами, для многих семей остается открытым. Разбираемся, почему.

Фото: Александр Гахов, Гимназия Сколково. 

Профильные классы формируются для старших школьников – все же именно они пусть и не определились с будущей профессией, но уже знают, какие школьные дисциплины им интересны и что дается легко, а что вызывает трудности. 

Сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту существуют следующие профили: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. В рамках профиля могут создаваться группы более узкой направленности. Так, в некоторых школах, например, есть инженерные и медицинские классы. 

Профильные классы задумывались как инструмент, обеспечивающий преемственность между общим и профессиональным образованием, дающий возможность углубленного изучения отдельных предметов и позволяющий сочетать дифференциацию обучения с полноценным общим образованием. При этом профильное обучение подразумевает устойчивую заинтересованность в выбранном профиле ребенка. Если предмет нравится, то можно выделить на его изучение и большее количество учебных часов.  

Но, как и у любой медали, у выбора в пользу профильных классов есть и другая сторона. 

Зачастую родители принимают высокие академические результаты за склонность к тому или иному предмету. А это далеко не тождественные понятия. Например, в школе «сильный» учитель физики, и дети показывают хорошие результаты на всех видах контрольных срезов. Поэтому хорошие оценки по предмету не всегда результат увлечения им. 

Кроме того, иметь четкий профессиональный вектор и не менять его в подростковом возрасте довольно сложно.  

Не исключена вероятность, что в определенный момент гуманитарный класс захочется сменить на медицинский, а осуществить это с учетом определенных требований, связанных с более углубленным изучением профильных предметов, – задача не из простых.

Многие педагоги и психологи склоняются к мнению, что профильное школьное образование нужно не всем. В школе дети прежде всего получают общее образование, в основе которого должно лежать не «натаскивание» по предметам, а интеллектуальное развитие. Д.С. Лихачев писал: «Образование должно готовить личность, нравственную личность, которая легко могла бы овладеть любой специальностью… С этой точки зрения следует придавать большое значение гуманитарным дисциплинам. И не только потому, что они больше всего способствуют развитию интеллигентности, ...но потому еще, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию, крайне важную для творчества – научного, технического... Это развитие способности приобретать профессию, менять профессию крайне важно для страны и нашего времени, когда целый ряд профессий уходит, а появляются все новые, которые мы должны встретить во всей нашей подготовленности к ним средней школой».

А с учетом того, какие требования к образованию предъявляет время и как смещаются акценты в сторону soft skills, все большую актуальность приобретает индивидуализация образования. Но не в жестких рамках выбранного профиля. Важно, чтобы школа могла предоставить как можно больше возможностей для реализации и помогала дать ответы не только на вопрос «Кем быть?», но и «Где учиться после?», «Как получать знания, актуальные моменту?», «Как быть востребованным в локальном и глобальном контексте?». С этой стороны вопроса, школы, авторизованные по программам Международного бакалавриата, предоставляют более широкую палитру возможностей. 

И, конечно, самым верным выбором для любой семьи будет решение следовать запросу ребенка, ведь речь идёт именно о его будущем, потому как на вопрос «Можно ли достичь успеха в нелюбимом деле?» ответ очевиден.