Обучение в дистанционном формате – это, по сути, глобальный образовательный эксперимент. Согласно подсчетам ЮНЕСКО почти 1,4 млрд человек обучаются на дому, 39 стран закрыли школы и университеты, еще 22 страны объявили о частичном закрытии учебных заведений.

Как отмечают эксперты, пандемия заставляет педагогов, родителей и учащихся по всему миру перестраиваться, критически мыслить, проявлять творческий подход и гибкость, много и по-иному общаться и сотрудничать. Есть очевидные плюсы, такие как технологический и цифровой прорыв в сфере образования, ответственность за свое обучение, которую берут на себя учащиеся, и в итоге лучше понимают, что им нравится и какая поддержка им нужна, персонализация образования как такового. Но у медали есть и оборотная сторона. Прежде всего, цифровое неравенство , которое характерно не только для России. Не все дети имеют нужные устройства и надежное подключение к интернету, не все умеют учиться самостоятельно и правильно управлять своим временем. И, конечно, школа – это не только учеба. Многие учителя ждут возвращение в офлайн, считая дистанционное обучение «жестокой необходимостью», и сходятся во мнении, что технологии не могут заменить живого общения. О том, какие новые педагогические вызовы приходится принимать в сложившихся условиях и каких результатов стоит ждать, мы спросили наших учителей.

 

Анна Храмова, учитель начальных классов:

«При переходе на дистанционное обучение самым сложным было справиться с потоком информации, которая просто была необходима для того, чтобы понять потребности и возможности родителей, включить в процесс всех специалистов. Были и приятные моменты, например, когда первый раз в онлайн-формате встречаешься с детьми, видишь, как они рады этой встрече и как быстро они разбираются со всеми техническими сложностями.

Конечно, хочется сохранить доверительные отношения с детьми – им тоже непросто. Они делятся со мной своими мыслями, иногда пишут личные сообщения. Во многом это заслуга специалистов службы сопровождения, которые постоянно находятся на связи с детьми, родителями, с нами, преподавателями. Ребятам хочется общаться друг с другом, поэтому мы сейчас с нашим психологом работаем над созданием совместных игр, внеурочных мероприятий. Кроме того, ребята работают в группах над созданием своих проектов по теме исследования. Работа ведется под руководством преподавателей MYP (IB Programme), ассистентов, учителей и еще многих специалистов, которые в любой момент готовы выйти на связь с ребятами и помочь любыми информационными ресурсами. 

При переходе на дистанционное обучение нагрузка на учителей возросла, но в данной ситуации есть и плюсы: опыт работы с разными видами цифровых ресурсов, которые, безусловно, необходимо включать в современный урок, опыт проведения онлайн-уроков теперь можно использовать в работе со студентами, которые выбирают заочный формат обучения или по какой-либо причине не могут присутствовать на занятиях.  Академические успехи тоже важны, но сейчас уже конец года, большая часть материала освоена, и, мне кажется, сейчас достаточно ресурсов, чтобы дети могли получать необходимые знания, главное, правильно выстроить процесс обучения и режим дня».

Олеся Уткина, учитель истории и обществознания:

«Помимо отсутствия живого общения и потери той самой волшебной энергии урока, сложности добавила техническая сторона. Разный уровень цифровой грамотности студентов потребовал времени, чтобы его преодолеть и восстановить темп урока, так чтобы никто не отставал и быстро ориентировался в используемых инструментах.

Для меня время дистанта – это время развития. Освоены новые программы, появилось понимание специфики проверочных работ, когда у детей есть прекрасная возможность пользоваться мировой паутиной и писать почти все работы с ее помощью, что делать, чтобы в таких условиях ребята видели свой вклад в собственное развитие, совершенствовали свои навыки. 

С одной стороны, плюс – это изменение степени ответственности за собственный вклад в образование студента, именно сейчас старшеклассники столкнулись с ситуацией, когда от их действий зависит их будущее. В ситуации отсутствия домашней работы и сокращенных уроков имрешать, будут ли они что-то делать дополнительно или нет, и не потому что за это поставят оценку, а потому что это пригодится завтра — это самое сильное решение, которое они могу принять уже сегодня.

Очень помогает сейчас поддержка коллег – учимся смеяться над собой. Можно составлять рейтинг «эпикфейлов» про списанные контрольные, про не вовремя включенный звук или совсем не включенный. Мы на кафедре делимся своими успехами и классными уроками, помогаем друг другу в поисках нестандартных решений».

Эндрю Джонстон, заведующий кафедрой иностранных языков, учитель английского языка:

«Самой сложной казалась настройка коммуникации – на дистанте труднее обсуждать вопросы срочного порядка. Но эти трудности мы преодолели быстро. 

Мы понимаем, что дистанционная работа для студентов тоже тяжела, но большинство студентов адаптировалось быстро, и очень серьезно работают все. Педагоги со своей стороны делают максимум для сохранения высоких академических результатов – таких, на которые мы рассчитывали, если бы остались в офлайне».

Флёра Анатольевна Ваганова, заведующая кафедрой русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы:

«Самым сложным для преподавателей кафедры русского языка и литературы были и остаются подготовка к урокам онлайн и проверка письменных работ студентов. Специфика нашего предмета такова, что мы работаем прежде всего с различными письменными текстами, иногда с очень большими. Адаптировать работу с текстом художественного произведения к формату презентации в Power Point и конференции в Zoom – дело очень специфическое и трудоёмкое, оно требует тщательного отбора и систематизации материала, визуализации его, разработки новых типов заданий и т.д. Что касается детских письменных работ, то теперь массу времени преподавателя отнимают письменные комментарии к этим работам. Если раньше это делалось в живой беседе, обсуждение ошибок в содержании, речевых ошибок и последующее редактирование работы происходили в конструктивном диалоге, то теперь учитель вынужден разбирать письменный текст студента тоже письменно и подробно, буквально «вслед за автором» работы, объясняя – тоже письменно – его ошибки и зачастую предлагая правильный вариант правки.

Мы понимаем тревогу родителей по поводу академических успехов наших студентов – мы тоже тревожимся. Сейчас скорее можно говорить не об успехах, а об эффектах дистанционного обучения. Например, дети, которые раньше на уроках молчали, боялись и стеснялись отвечать, теперь охотно пишут ответы в чат во время работы в Zoom».

Алексей Зайцев, заведующий кафедрой математики, учитель математики:

«Сложностей особых не было, однако личное общение трудно заменить дистанционным. Математическое образование в гимназии — это передовой край образовательных технологий в учебном процессе. Учителя кафедры в течение трёх последних лет приобретали новые компетенции и становились инновационными учителями Сколково.

Мы преобразовали наши подходы, использовали возможности нашей системы «01Математика» и смогли перестроить работу в дистанционный формат практически без потери качества.

Надо отметить, что школы, организовавшие грамотное дистанционное обучение, сильно выиграют по сравнению с другими школами. В октябре разрыв между школами будет виден невооружённым глазом.

Гимназия Сколково очень хорошо себя проявила в организации этого процесса.

Здесь надо отдать должное слаженной и хорошей работе администрации гимназии во главе с директором Оксаной Демьяненко, департаменту по цифровому образованию во главе с Марией Коссе и учителям, сразу погрузившимся в работу».