Мир меняется стремительно. На смену одним технологиям, со скоростью, близкой к скорости света, приходят новые. Роботизация, цифровизация, прогноз на исчезновение одних профессий и появление других, с новыми компетенциями – все это, безусловно, касается и школы. Современные дети порой в этом процессе чувствуют не меньшую тревогу, чем их родители, и не всегда понимают, на чем сфокусироваться, чтобы быть успешными и востребованными в будущем. О том, как подойти к правильному выбору образовательного трека и профессии, как помочь детям, сориентировать родителей и для чего нужен «Центр построения карьеры», недавно организованный в гимназии, мы поговорили со специалистами Службы сопровождения образовательного процесса – Заместителем директора Анастасией Анатольевной Михеевой, педагогом-психологом Валерией Журинской и тьютором Дмитрием Калогеропуло. 

Студенты гимназии. Фото: Александр Гахов, Гимназия Сколково. 

Зачастую, общаясь с родителями, мы сталкиваемся с вопросом о том, как сориентировать ребенка и направить его по нужному образовательному и профессиональному маршруту. Как гимназия отвечает на такой запрос?

"Создавая «Центр построения карьеры», мы ориентировались не на то, чтобы оказывать помощь в выборе конкретной профессии, а скорее на выбор сферы деятельности, учитывая при этом много факторов – от семейных традиций до личных амбиций студентов. В основе программы центра лежит то, что можно назвать «self-навигатором». Это прежде всего возможность найти себя", – формулирует ключевые задачи Анастасия Михеева.

"Какие я хочу решать профессиональные задачи в будущем и какие навыки мне для этого потребуются – вот основные вопросы, которыми должны задаваться наши студенты. А мы, в свою очередь, со специалистами центра подберем инструменты для их решения", – дополняет Дмитрий. 

С какого возраста стоит детям задумываться о своем профессиональном будущем?

"Начинать можно практически с первого класса. Только речь пойдет не о профессии, а о формулировании сферы интересов ребенка. Здесь очень хорошо работает формат лаборатории. Это совместные с родителями и специалистами обсуждения на тему "А что именно мне интересно?"", - комментирует Дмитрий.

"Когда речь идет о профессиональной специализации, начинать нужно с возраста 13-14 лет, а это уже 7 класс. Тогда к окончанию 9 класса будет легче определиться с выбором программы – ФГОС или IB, и вузом – учиться в России или за рубежом. В своей работе мы стараемся уйти от стандартного подхода с выбором конкретной профессии или учебного предмета. Важнее понимать свои сильные стороны, тип мышления, особенности характера и темперамента для более корректного выбора образовательного и профессионального трека", – резюмирует Валерия.

Как используются ресурсы экосистемы инновационного центра? Возможно, уже есть совместные проекты?

"Осенью заработала «Лаборатория школьных проектов» при поддержке Фонда «Сколково». Это проект, в котором для интересных бизнес-идей студентов находится поддержка со стороны компаний-резидентов инновационного центра. Второе направление, которое сейчас развивается – это стажировки в компаниях. Это как раз возможность соотнести свои представления о профессии с реальной работой уже сегодня", - рассказывает Анастасия Анатольевна.

Какими компетенциями необходимо обладать, чтобы быть успешным на современном рынке труда и быть интересным работодателю?

"Умение работать и проактивная позиция – ключевые компетенции", - делится своим мнением Дмитрий. 

"Если раньше речь шла о 4К-компетенциях, то сейчас движение идет по нарастающей экспоненте. Все гибкие навыки (soft skills) сейчас актуальны как никогда. Если ты обладаешь харизмой, умеешь организовать командную работу, вести переговоры и договариваться, креативен, готов учиться и адаптироваться к изменениям, то ты непременно будешь успешен на рынке труда", - подвела итог беседы Валерия Журинская.