Основатель science art - группы “18 apples”, кандидат биологических наук, выпускник МГУ им. М.В.Ломоносова, школы современного искусства «Свободные Мастерские» ММСИ Ипполит Маркелов посвятил свою лекцию анализу трех основных стратегий использования нейротехнологий художниками: стратегия визуализации, стратегия контроля, стратегия коммуникации. Лекция состоялась 11 июля 2017 в Гиперкубе.


В исторической ретроспективе было рассмотрено становление стратегии визуализации и сонификации нейротехнологий. Ипполит начал с анализа  перформанса Эльвина Люсьера “Музыка для исполнителя соло”, в котором впервые в художественной практике были использованы принципы биологической обратной связи. В этом проекте человеческий мозг выступал в роли перформативного посредника, как генератор случайных чисел или “небесная арфа”, а не как центр познания. На примере работ Лизы Парк - “Эуноя”  и Юрия Дидевича - “Нейроинтегрум”, было показано, какое развитие получила эта стратегия в наши дни.  

      



Ипполит отметил, что с ростом вычислительных мощностей и совершенствованием математических алгоритмов обработки биопотенциалов, в начале 2000-х годов в художественной практике произошел концептуальный сдвиг от парадигмы “биологической обратной связи” к парадигме “биоконтроля”. Что было проиллюстрировано работами  Ю. Боровой, Alessio Chierico, ::Vtol:: и The Heart Chamber Orchestra.

На примере работы Сьюзан Диккер «На одной волне» была рассмотрена стратегия коммуникации.

Ипполит рассказал о биологических основах работы нейрокомпьютерных интерфейсов. Были показаны последние достижения нейротехнологий, например, акт “технологической телепатии” в рамках которого впервые было передано сообщение из мозга в мозг напрямую - результат совместной коллаборации университета Барселоны во Франции и Гарвардской медицинской школы.

Свое выступление Ипполит закончил рассказом о собственном опыте практической реализации художественного проекта “Mindcontrolled mioperformance” с использованием нейроинтерфейса в рамках деятельности арт-группы “18 apples”.